Задания. Семейные правоотношения

Подготовьте письменный ответ, выполнив задание на своем компьютере. Сохраните выполненное задание и перешлите его учителю на проверку, нажав кнопку «Загрузить файл».

Из курса 7 класса вспомните, что такое сферы общественной жизни? Как бы вы определили, что такое семья? Дайте определение эмансипации?

Вопросы и задания

  1. Сталкивались ли вы в жизни с правовым разрешением семейных проблем? Как вы думаете, можно ли было решить данные проблемы, не прибегая к вмешательству государства? Почему этого не произошло?
  2. Составьте памятку основных правил жизни в семье для супругов (мужа или жены), детей или родителей. Сравните их по парам: детей и родителей; мужа и жены. Выделите основные расхождения. В ходе обсуждения в классе, постарайтесь прийти к общему правилу.
  3. В тексте много вопросов юридического характера: вправе ли муж, вправе ли жена…. Попробуйте ответить на эти вопросы не с точки зрения права, а с точки зрения морали. Всегда ли ответы будут совпадать. Как вы думаете, почему это происходит?
  4. Что из перечисленного регулируется традициями, а что законами?
    • надевание обручальных колец;
    • вступление в брак с 18 лет;
    • взятие супругой фамилии мужа;
    • наличие свидетелей;
    • взаимная алиментная обязанность детей и родителей.
  5. Подготовьте сообщение об идеальной, на ваш взгляд, семье.

1. Вспоминаем (Готовимся к ГИА)

А) Что такое семья?
Б) Назовите основные виды семьи?
В) Какую роль играет семья в жизни человека? Перечислите функции семьи.
Г) Выполните тестовое задание. Поставьте соответствие между видами социальных групп и их примерами. Помните, что каждой позиции из первого столбца может соответствовать несколько позиций из второго.
Примеры социальных групп
Виды социальных групп
1. молодежь
2. семья
3. рабы
4. россияне
5. врачи
6. татары
А. большие
Б. малые
В. этнические
Г. профессиональные
Д. территориальные
Е. классовые
Ж. демографические
Д) Составьте ряд слов ассоциирующихся в вашем представлении с понятием «семья».
Проанализируйте в классе получившийся ряд.
Е) Запишите определения.
Определение
Определение
Ж) Ознакомьтесь с афоризмами.
  • «Связь двух лиц различного пола, называется браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо».
    Ф. Гегель, немецкий философ
  • «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак».
    К. Маркс, немецкий мыслитель, политический деятель

Согласны ли вы с рассуждениями мыслителей? Свой ответ обоснуйте.

З) Раскройте содержание понятия.
Определение
И) «Какой возраст можно считать благоприятным для создания семьи? Конечно, в разное время у разных народов существовали на этот счет свои религиозные и гражданские порядки. Древнееврейский закон предписывал отцу, если дочь оставалась незамужней после 12 лет, отпустить одного из своих рабов на свободу и дать ей в мужья. В архаической Греции некоторые невесты были столь юны, что в день свадьбы, совершая жертвоприношение богине Артемиде, сжигали на алтаре свои игрушки. У египетских правителей девять – одиннадцать лет являлись обычным возрастом для вступления в брак».
(из публикаций в печати).

Согласны ли вы с тем, что брачный возраст в РФ ограничен 18-летием. Свой ответ обоснуйте.

К) По данным опубликованным в газете «Аргументы и факты»:
«Молодежь стала более ответственно относится к вступлению в брак. 82% считают, что создание семьи возможно только при наличии необходимых материальных условий. Однако, на вопрос: «Сколько времени вы были знакомы до брака?» – большинство (27%) супружеских пар ответили, что около года. 20% «ограничились» сроком 4-6 месяцев».
Проанализируйте данные социологических исследований. Выскажите свое мнение по этим вопросам.
Л) Выскажите свою точку зрения по вопросу: каковы условия прочности брака?
М) Заполните схему: «Личные и имущественные права супругов».
Схема

По заполненной схеме запишите вывод.

Н) В чем проявляется равноправие супругов?
О) «Для любви к детям необходимо свободное время. В минуты непосредственного общения родителей с ребенком, когда возникает взаимное доверие и понимание, и совершается процесс воспитания маленького человека. Важно то, что действие такого контакта продолжается и спустя время. Ребенок еще долго вспоминает, переосмысливает свое недавнее общение с отцом или матерью.
В Госкомстате РФ подсчитали, что на воспитание детей родители затрачивают в среднем 37 минут в сутки. Это с учетом выходных, праздников и отпусков. Зато у экрана телевизора, российский ребенок в среднем проводит 3,5 часа»
.
(из публикаций в печати)

К каким последствиям может привести подобная тенденция, отмеченная социологическим исследованием?

П) Куда может обратиться ребенок для защиты своих прав, если в семье сложилась неблагоприятная обстановка?
Р) Решите юридическую задачку.

В органы ЗАГС обратились супруги Дмитриевы, имеющие двух несовершеннолетних детей. Они заявили, что хотят расторгнуть брак по взаимному согласию, причем о разделе имущества и детей уже тоже договорились. Вправе ли орган загса отказать Дмитриевым в разводе?

C) Прочтите высказывания мыслителей, выберите наиболее вам понравившиеся и прокомментируйте свой выбор.
  • «Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать. Влюбленный в себя отдавать ничего не может, он только берет и тем неизбежно отравляет все лучшее в любви. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг».
    В.А. Сухомлинский, советский педагог.
  • «Зависимость от жизни семейной делает человека более нравственным».
    А.С. Пушкин, русский поэт.
  • «Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречивая жена, послушный сын и полезное знание – вот шесть благ в этом мире».
    Соломон, иудейский царь, мыслитель.
  • «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так, как вы обходитесь со своими родителями».
    Фолес, древнегреческий философ.
  • «Заслуги отца на сына не распространяются».
    М. Де Сервантес, испанский писатель.
  • «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами привили».
    И.Ф. Шиллер, немецкий поэт.

3. Задание для родителей

Ознакомьтесь с народными изречениями, поставьте знак «+» напротив тех пословиц, с мнением которых вы согласны, и знак «-» против тех, с мнением которых вы никак не можете согласиться.

  • «Где любовь да совет, там и горя нет».
  • «Жена не гусли: поиграв на стенку не повесишь».
  • «Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца».
  • «Одному с женою радость, другому – горе».
  • «У мужа жена всегда виновата».
  • «Муж да жена одна сатана».
  • «Жена мелет, а муж спит; жена прядет, а муж пляшет».
  • «Муж задурит – половина двора горит, а жена задурит – и весь сгорит».