Методические рекомендации для учителей, учащихся и родителей

Данный курс предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, продолжающих изучение курса обществознание в основной школе. Его цель – расширение и углубление знаний о современном обществе и регулировании общественных отношений, развитие умений работы с социальной информацией и навыков ее использования в повседневной жизни, воспитание гражданственности и уважения прав человека. Особое внимание уделено проблемам, связанным с жизнью современного подростка, и способам их разрешения.

Являясь составной частью единой серии уроков по обществознанию, данный блок акцентирует внимание на вопросах правового регулирования общественной жизни. Отбор содержания осуществлен в соответствии с требованиями действующего федерального государственного образовательного стандарта. Юридическая составляющая содержания курса тесно переплетается с общими проблемами общественного развития, с жизненным опытом подростка, с реальной жизнью современной России. Курс призван продолжать формировать целостное представление учащихся об обществе.

Курс имеет широкое методическое оснащение. Кроме основного текста в нем присутствуют дополнительные тексты разных видов: нормативные документы, справочные материалы, рассказы. Курс иллюстрирован карикатурами, фотографиями, схемами, таблицами. Все эти виды наглядности являются носителями определенной социальной информации, с которой ученик учится работать через специальную систему вопросов и заданий. Каждая тема сопровождается аудио или видеоресурсами. Все ресурсы сопровождаются вопросами и заданиями разных видов, имеются тестовые задания.

Так же учащимся предлагаются задания в ходе изучения теоретического материала. Ответы на эти задания учащийся должен составить в процессе работы над содержанием и сохранить файл с ответом на своем персональном компьютере. Для того чтобы отправить файл с выполненными заданиями учителю, необходимо зайти в рубрику «Ответы на задания по лекции» и прикрепить файл нажав кнопку «Загрузить файл».

Особым видом заданий являются «Задания для родителей». Их выполнение предполагает обсуждение с родителями каких-либо проблем курса и краткую запись их ответов. Это позволит расширить знания и опыт подростка, послужит целям сближения родителей и подростков в таком трудном возрасте. Учителям следует обратить внимание на раздел «Методические указания», где приведены требования к уровню подготовки учащихся для каждого урока, они сформулированы в терминах компетентностного подхода.

Курс сопровождается словарем, на термины которого есть ссылки из каждого урока. Сквозь весь материал урока проходят особые рубрики, с помощью которых осуществляется связь основного материала с историей, обращение к документальным материалам, к ситуациям из жизни. Особое место занимают практикумы, выполняющие роль тренинга осуществления отдельных правовых процедур. В курсе реализуются широкие внутрикурсовые связи и межпредметные связи с историей.

В учебнике выдержано гармоничное сочетание теоретического материала, личного опыта подростка и навыков практической деятельности. В первой части «Право в обществе и государстве» подросток вводится в мир права, знакомится с его происхождением, историей, структурой, основными понятиями. В результате у учащихся должно сформироваться общее представление об особенностях правоотношений и основных способах их регулирования, о сущности права и его роли в общественной жизни.

Вторая часть – «Государственное право России» – посвящена основной отрасли российского права (другое название Государственного права – Конституционное право). В этой части подростки расширяют и углубляют свои знания об основах конституционного строя Российской Федерации, полученные в курсе 7 класса. Главная цель – сформировать у юных граждан полное и четкое представление о государственном устройстве современной России, научить их ориентироваться в потоке социально-политической информации, связанной с этими вопросами.

Третья часть «Правовой статус личности» посвящена рассмотрению правового статуса личности – ее основным обязанностям, правам и способам их защиты. Отдельно рассматриваются особенности правового статуса детей и несовершеннолетних граждан. Особое внимание к этим проблемам, а так же к уровням и способам защиты прав человека в мире является одной из отличительных черт данного курса.

Последняя четвертая часть «Правовое регулирование различных областей жизни» знакомит учащихся с основными общественными отношениями и способами их правового регулирования. Правоотношения, регулируемые основными отраслями российского права рассматриваются с позиции подростка.

Общая цель курса – формирование у подростков активной жизненной и гражданской позиции, осознание ими своих обязанностей и прав, уважение к правам и свободам окружающих людей.

Курс четко структурирован – он начинается с введения, и заканчивается связанным с ним заключением. Курс можно назвать проблемным, так как в его начале поставлена одна общая проблема низкой правовой культуры российских граждан, которая далее решается на протяжении всего учебника через изучение учащимися правовых знаний и тренинга использования отдельных правовых процедур. В качестве заключения использован параграф, посвященный собственно правовой культуре.

Каждая глава заканчивается итоговым уроком с выводами и повторительно-обобщающими заданиями, кроссвордом и итоговым тестированием. В конце курса дается тест, проверяющий усвоенный материал в формате Государственной итоговой аттестации.

Таким образом, курс нацелен на формирование личности компетентного и успешного гражданина, а так же на сдачу итогового экзамена.

Последнее изменение: Thursday, 17 July 2014, 20:03