Правовое государство и гражданское общество

План:

  1. Идея правового государства.
  2. Принципы правового государства.
  3. Правовое государство в современной России.
  4. Сущность гражданского общества.
  5. Структура гражданского общества.
  6. Участие подростков в жизни гражданского общества.

Эпиграф
«Только присутствие воли рождает право, поэтому система права есть царство реализованной свободы».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ (1770- 1831гг.)

Идея правового государства. В статье 1 Конституции Российской Федерации говорится, что «Россия – правовое государство». Давайте посмотрим, что же это обозначает? На первый взгляд может показаться, что правовое государство – это государство, в котором есть право, действуют правовые нормы. Однако странно было бы посвящать этому отдельный параграф, ведь мы итак постоянно говорим о государстве и праве, об их взаимосвязи. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Нет права без государства. Конечно, есть примеры в истории, когда государство некоторое время существовало без права, но эти периоды были очень недолгими. Например, датой образования Древнерусского государства считается 862 год, а первая редакция Русской Правды относится к 1015 году, однако уже в 907 году был заключен первый международный договор Руси с Византией, который можно считать правовым документом.

Если предположить, что правовое государство – это государство, где есть право, то большинство государств будут правовыми. На самом деле ни одного полностью правового государства никогда на существовало. Это не какое-то конкретное государство, а идеальный образ, который тысячелетиями вырабатывало человечество, это особый тип взаимоотношений права и государства.

Идея правового государства – одно из существенных достижений человеческой цивилизации. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. В современном мире принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили.

Заглянем в историю.

Принципы правового государства. Термин произошёл от немецкого Rechtsstaat; английским аналогом «правового государства» является Rule of Law — «господство права».

Правово́е госуда́рство — это такой способ организации общества, при котором обеспечивается верховенство справедливых законов.

Другими словами – реализуются принципы законности.

Давайте разберем определение правового государства. Что значит «обеспечивается верховенство справедливых законов»? Во-первых, должны быть не просто законы, а справедливые. Само понятие справедливости может трактоваться по-разному. По словам одного из современных юристов «справедливость можно назвать «синей птицей» юриспруденции: она также желанна и также неуловима». С точки зрения современного цивилизованного общества справедливые законы – это законы гуманные, защищающие права и свободы человека. Верховенство закона подразумевает то, что закон превыше всех – все подчиняются закону и равны перед ним. Не важно кто ты – нищий или богач, американец или ненец, безработный или президент, кинозвезда или отшельник – ты обязан подчиняться закону, который одинаков для всех.

Сложнее всего с реальным «обеспечением» этих принципов. Нужно слишком много условий, чтобы все они могли реально действовать. Во-первых, власть не должна сосредотачиваться в одних руках, она должна быть разделена. Во-вторых, в этом разделении властей главное – существование независимого суда, через который решаются различные конфликты. В-третьих, граждане должны иметь реальную возможность защиты своих прав – обжаловать решения чиновников, в том числе в международных инстанциях. Но, чтобы граждане хотели, могли и умели это делать они должны обладать определенными знаниями, ценностями, определенной правовой культурой. Они должны хотеть и уметь защищать свои законные права.

Правовое государство в современной России. Реальные демократические преобразования в праве нашей страны начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки. После распада СССР, в Российской Федерации стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия – были созданы Конституционный и Высший арбитражный суды. В 1991 году была принята «Декларация прав и свобод человека и гражданина», которая исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Была начата судебная реформа с целью утверждения судебной власти как независимой и влиятельной силы.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, определила Россию как «демократическое правовое государство». Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам граждан, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права. Идет развитие и совершенствование законодательства, формирование по существу новой правовой системы. Приняты многие законы, создающие основы для развития нашего государства как правового. Это «Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации», закон о гражданстве, закон о собственности, Договор об общественном согласии.

Обратимся к документу Конституции РФ.

Задание – докажите текстом документа, что в Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все основные признаки правового государства.

Однако многие нормативно-правовые акты в современной России противоречат друг другу. Часть норм существует только на бумаге, а на практике не реализуется. Государство часто оказывается неспособным полностью обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Распространены случаи нарушения принципа верховенства закона.

Важнейшим условием становления правового государства является уровень политической и правовой культуры в обществе, отношение людей к праву. Большинство ученых считают, что российское общество отличается низким уровнем правовой культуры. Правовая культура вырабатывается веками и понадобиться ни одно поколение, чтобы воспитать высокую правовую культуру в России. Поэтому изучение права в школе – это не просто урок, который надо выучить, чтобы получить хорошую оценку. Это знания, которые вы должны усвоить, применять и распространять – в этом состоит ваша гражданская позиция.

Запись в Конституции нашей страны о том, что Россия – правовое государство, обозначает признание нами этого идеала и стремление к его осуществлению. Можно сказать, что мы идем по пути строительства правового государства.

Сущность гражданского общества. Одной из обязательных основ правового государства является гражданское общество. Его наличие и эффективность зависит от усилий каждого из нас. Первое, что мы должны сделать – разобраться в этом сложном и неоднозначном понятии. Казалось бы, чего проще, – ведь мы уже хорошо знаем и что такое общество, и кто такие граждане?! Однако соединение этих слов в новый термин вовсе не равно их простой сумме. Помните, что понятие «правовое государство» не может определяться только как «государство, где есть право». Точно так же и понятие «гражданское общество» – это не просто общество, где есть граждане.

Идеи гражданского общества зарождаются действительно именно там, где впервые появляются «граждане», то есть в Древней Греции. Граждане греческих полисов имеют в них определенные права и обязанности. Однако, с тех пор идея гражданского общества получила дальнейшее широкое развитие.

?? Из курса истории Древнего мира вспомните, что вы знаете об отношении власти и граждан в греческих полисах. С уроков истории вспомните, как меняются в Новое время отношения людей и государственной власти.

Государство укоренилось первым, и обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, даже если оно считалось просвещенным. С этими историческими событиями связано одно из пониманий гражданского общества, как объединения людей для удовлетворения своих потребностей вне, а в вопросах сохранения свободы и собственности граждан, возможно, и против государства.

Сегодня, в условиях демократии, когда строятся правовые государства, взаимоотношения государства и общества изменяются – они превращаются в союзников в деле построения правовых основ общественной жизни и справедливого управления.

В жизни людей существует огромное число отношений и интересов, куда не должно вмешиваться государство. С кем нам дружить, кого любить, на ком жениться, где жить, куда ехать, каким спортом заниматься, что коллекционировать, какую религию исповедовать, в какую партию вступать, на что тратить деньги - мы можем и должны решать сами. До тех пор, пока наши действия не нарушают закон. Вы можете праздновать Новый Год как угодно бурно, но если пущенная вами петарда, попадет в окно чужой квартиры и станет причиной пожара, то ваши действия будут расцениваться уже как преступление.

Итак, главный принцип правового государства «все, что не запрещено законом, то разрешено».

Структура гражданского общества. Для удовлетворения наших многообразных жизненных интересов вне государства мы создаем различные объединения – семьи, общины, церкви, общества, клубы, партии, профсоюзы, редакции. Обязательным условием возникновения таких независимых сообществ является право на частную собственность. Только люди, обладающие свободой и собственностью, могут самоорганизоваться и создавать объединения, которые развиваются без вмешательства государства.

Именно эти автономные общественные образования и будут составлять структуру гражданского общества. Её можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы общественной жизни.

В социальной сфере самым главным элементом гражданского общества является семья, в которой реализуются интересы связанные с продолжением человеческого рода, воспитанием детей, чувственными отношениями. Другой социальный элемент гражданского общества – это непосредственное общение на основе общих интересов, которое реализуется в различных сообществах общественных организациях (клубы, партии, общины, ассоциации).

В экономической сфере люди имеют интересы, связанные с охраной и многообразием собственности, справедливым распределением, обменом, качеством продукции, соблюдением условий труда. Эти интересы могут быть реализованы через кооперативы, акционерные общества, общества защиты прав потребителей, профсоюзы, экономическую прессу.

В духовной сфере у человека есть жизненно важные интересы в области доступа к информации, достоверности этой информации, построения своего образовательного маршрута, организации культурного досуга, возможности исповедовать свою религию. Реализации этих интересов служат СМИ, различные издания, учреждения образования и искусства, которые могут быть как государственными так и частными. В светском государстве только частными могут быть религиозные общины и организации.

В политической сфере элементами гражданского общества являются политические партии, общественнополитические движения, независимые политические СМИ. Индивид политически выступает в качестве гражданина, избирателя, кандидата, депутата, члена политической организации, участника политического движения. Избирательный процесс является процедурой гражданского общества. В гражданском обществе существуют гражданские свободы - правовые нормы, определяющие положение человека в государстве. К ним относятся: право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право свободных, равных, регулярных выборов.

Посмотрите на иллюстрации. Что из изображенного относится к гражданскому обществу. Свой ответ аргументируйте.

Ансамбль Профсоюз Рел организации Семья

Участие в жизни гражданского общества. У вас может сложиться ложное представление о том, что гражданское общество – это своеобразная броня, в которой люди спасаются от государства. На самом деле, главная характеристика гражданского общества – активная, деятельностная позиция его членов. Российские граждане всех возрастов могут и должны иметь собственную позицию по отношению к власти, к закону, к правам и обязанностям, к личной свободе. По настоящему гражданским будет то общество, члены которого не только имеют свое мнение, но и выражают его, отстаивают свои позиции.

Каким образом вы можете это сделать уже сегодня? Первый способ – это выражение своей позиции в письменном виде. Это можно сделать через Интернет и через другие СМИ. Существуют разные виды писем, имеющих общественно значимый характер: письмо-мнение, письмо-просьба, письмо-жалоба, письмо-протест, письмо предложение. Такие письма, особенно если они носят публичный характер, не только помогают людям решать их личные проблемы, но привлекают внимание к серьезным проблемам общества.

Второй способ – участие в деятельности различных общественных объединений. Согласно Конституции, каждый гражданин РФ имеет право на объединение. Это право состоит в том, что человек вправе создавать объединения или воздерживаться от вступления в них. Граждане могут создавать свои объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления.

До наступления совершеннолетия вы не имеете права самостоятельно учреждать объединения, но можете быть их участниками. Членами детских общественных объединений могут стать граждане уже с 8 лет, членами молодежные общественных объединений – с 14. Если вы в 14 лет уже начали трудовую деятельность, то вы можете стать даже членом такой взрослой организации, как профсоюз. Порядок вступления в любое общественное объединение можно узнать из его Устава.

Обратимся к документу. Конституция РФ. Статья 13.

? На основе документа, определите на каких принципах основана деятельность общественных объединений.

Общественные объединения создаются добровольно и самоуправляются. Они никому не подчиняются и отчитываются только перед своими членами. В то же время, эти органы могут проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, вносить предложения в органы местного самоуправления и государственной власти.

Третий способ – участие собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и шествиях. Все эти акции проводятся с целью публичного выражения настроений, обсуждения проблем и привлечения к ним общественного внимания.

Организаторами пикетов и собраний могут быть российские граждане, достигшие 16 лет. Организаторами демонстраций, шествий и митингов может быть гражданин РФ, достигший 18 лет. Школьники могут участвовать в таких акциях во внеучебное время, могут проводить собрания и митинги на территории или в помещении школы при соблюдении правил их проведения.

Четвертый способ – это обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, в суд, в прокуратуру и в другие правоохранительные органы. (об этом подробнее вы узнаете на следующих уроках).

Умение участвовать в жизни гражданского общества дает людям возможность проявлять свою гражданскую позицию, защищать собственные права и права других людей, привлекать внимание властей к решению социальных проблем. Таким образом, гражданское общество не противостоит государству, а находится с ним во взаимодействии. Но только правовое государство может обеспечить невмешательство государственных чиновников в частную жизнь граждан, гарантировать им свободу выбора, соблюдение всех гражданских прав.

Последнее изменение: Tuesday, 8 July 2014, 22:27