Право на образование

План:

  1. Сущность образования.
  2. Что такое образовательное право?
  3. Система образования в России.
  4. Государственные образовательные стандарты.
  5. Участники образовательного процесса.
  6. Образование в современном мире.

Эпиграф
Образование: долг, нынешнего поколения будущему.
Джордж Пибоди

Образование и его роль в развитии человека и общества. Испокон веков человечество передает свой опыт от одного поколения к другому. Благодаря этой способности каждое новое поколение людей не воссоздает заново условия своего существования, а прибавляет к ним свои нововведения и усовершенствования. Так осуществляется историческое развитие. Функцию передачи опыта выполняет образование. С течение истории роль образования в развитии общества не ослабевает, а напротив, усиливается. Современный этап жизни человечества отличается огромной ролью образования в судьбе отдельного человека и развитии всего людского сообщества в целом. Образование гражданина во многом определяет его дальнейшую судьбу – оно помогает ориентироваться в экономических отношениях, политической ситуации в стране и в мире, отношениях с другими людьми, обладать высоким уровнем культуры, в том числе правовой.

Образование – это процесс и результат передачи знаний, умений и ценностей от одних людей к другим. Образование включает в себя два взаимосвязанных процесса – обучение и воспитание. Обучение как раз и состоит в обработке и передаче знаний и умений. В отличие от знаний и умений ценности нельзя передать, можно только создать благоприятные условия для формирований у человека определенных ценностей. Процесс создания таких условий и есть воспитание.

Что такое образовательное право? Через некоторое время многие из вас, наверное, займутся решением вопроса о дальнейшем, послешкольном образовании. Школа также является образовательным учреждением, как и детский сад. Их деятельность, правовые отношения на данном этапе получения Он содержит нормы, регулирующие отношения в сфере образования – как и кем управляется система образования в нашей стране, как действует ее экономика, каково правовое положение участников образовательного процесса.

Главный государственный орган исполнительной власти отвечающий за образование на федеральном уровне это Министерство образования и науки РФ.

? Какой государственный орган исполнительной власти отвечает за образование в вашем регионе (субъекте)?

В системе образования вы, дорогие друзья, формируетесь как личности. Вы получаете не только знания в области естественных и гуманитарных наук, но и представления о своем предназначении в обществе, своих правах и обязанностях.

Правовые нормы, содержащиеся в законодательстве об образовании, описывают структуру системы образования, закрепляют основные требования к ее составляющим частям, устанавливают основы правового статуса образовательных учреждений, воспитателей, учителей, преподавателей и воспитанников, обучающихся. Также законодательство позволяет обеспечить реализацию прав и интересов участников образовательного процесса, желающих его начать. В законодательстве предусматриваются гарантии и льготы, направленные на обеспечение реализации гражданами конституционного права на образование, меры социальной защиты воспитанников, обучающихся и их наставников. В единстве и взаимодействии эти правовые нормы образуют новую комплексную отрасль права – образовательное право.

Система образования в России. Как упоминалось выше, в законодательстве об образовании описывается система образования.

? Как вы понимаете, что такое «система»? Каковы ее составляющие части?

Виды образования

На представленной схеме показаны различные виды образования в современной России. Попробуйте определить, по каким основаниям выделены эти виды? Можете ли вы назвать другие виды образования?

Каждый из этих видов имеет в своей основе одну и ту же структуру, состоящую из пяти основных элементов:

  1. Государственные образовательные стандарты.
  2. Образовательные программы.
  3. Образовательные учреждения.
  4. Физические лица, непосредственно участвующие в образовательном процессе.
  5. Органы управления образованием.

Цель, ради которой выстроена эта система – обеспечить право человека на образование. Само образование – это процесс воспитания и обучения человека, общества и государства, а система образования – это упорядоченная совокупность отношений между субъектами (элементами), задействованными в ней.

! Обратите внимание: процесс воспитания стоит на первом месте – перед процессом образования. В Преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…

? Почему сначала говорится о воспитании?

? Объясните, почему в законе указан именно такой порядок – в интересах человека, общества, государства?

Государственные образовательные стандарты. Страна у нас большая – самая большая в мире. В ней живет много разных людей – представители более 100 народностей и наций. На такой территории трудно создать единое образовательное пространство. Сделать это призван единый для всех нормативный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Им от лица государства устанавливаются требования к содержанию образования. Региона и отдельные учебные заведения имеют некоторые возможности добавлять предметы или изменять количество часов на их изучение.

Это позволяет учитывать регионально-национальные особенности в том или ином субъекте нашей страны, интересы национальных культур, их традиции. С помощью этого компонента возможно было изучение таких предметов как например, Основы татарской культуры. Изучение таких позволяет развиваться юным гражданам с ценностями своей национальной культуры, ее духовно-нравственными традициями, реализует право народов России на национально-культурное развитие, сохраняет и развивает их национальные языки.

? Какой региональный компонент мог бы быть (или был) включен в систему образования в вашем субъекте федерации?

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет. Современный ФГОС основного общего образования принят в 2010 году.

Особенностью этого стандарта является деятельностный подход к обучению. На основе исследований современных психологов доказано что учащиеся лучше усваивают материал, если делают что-то сами.

Рассмотрите схему усвоения и сравните ее с собственным опытом.

Усвоение

? Найдите текст ФГОС в Интернете и определите, что должно стать результатом обществоведческого образования на вашей ступени.

Участники образовательного процесса. В образовательном процессе участвуют простые граждане, фирмы, деятельность которых связана с образованием, образовательные учреждения и государство в лице органов управления образованием.

Учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников называется образовательной организацией. Она является юридическим лицом – имеет название, адрес, расчетный счет в банке, занимается финансово-хозяйственной деятельностью, направленной на обеспечение образовательного процесса. Деятельность государственного образовательного учреждения не направлена на извлечение прибыли, поскольку целью образования, как указывалось нами выше со ссылкой на Закон РФ «Об образовании» является воспитание и обучение достойных и грамотных граждан своей страны. Государственные образовательные учреждения пользуются финансовой поддержкой государства.

? Чем образовательное учреждение отличается от коммерческой организации, которая также осуществляет финансово-хозяйственную деятельность? Какие цели у этих организаций?

Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. В дошкольных образовательных учреждениях участниками образовательного процесса являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники. В общеобразовательном учреждении – обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся. Медицинский персонал также может быть среди участников образовательного процесса. Участие медицинских работников в обучении и воспитание необходимо, если требуется особенный подход к личности ребенка с учетом его психофизиологического состояния. Возможно участие педагогов-психологов.

Организация образовательного процесса может требовать участия в нем юриста, который проводит работу по правовому воспитанию детей, консультирует родителей по вопросам охраны прав детей, оказывает необходимую юридическую помощь педагогическому персоналу.

? Перечислите участников образовательного процесса в вашей школе.

Управление образованием осуществляют органы власти и негосударственные организации. Их деятельность направлена на повышение эффективности образования.

В Российской Федерации система государственного управления образованием двухуровневая: она включает в себя Министерство образования и науки РФ и соответствующие органы субъектов РФ (министерства в республиках, управления, департаменты в краях, областях, автономных образованиях и городах Москве и Санкт-Петербурге).

Министерство образования и науки – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области образования.

Деятельность любой фирмы в области образования подлежит лицензированию - право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. В лицензии указываются образовательные программы, по которым осуществляется образовательный процесс в данном учреждении, сроки, в которые эта программа должна быть освоена, предельная численность обучающихся и т.д. Лицензирующие органы вправе контролировать деятельность учреждения, приостановить действие лицензии полностью или в части при выявлении нарушений. Лицензия может быть аннулирована судом по заявлению лицензирующего органа.

Управление конкретным образовательным учреждением осуществляется органами, которые формируются в соответствии с его Уставом. Также существуют формы самоуправления: совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание и другие. Попечительские советы решают задачи совершенствования деятельности учреждения, привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

? Какие органы самоуправления есть в вашей школе? Каково их назначение?

Образование в современном мире. Современный мир стремительно меняется. Объем знаний в каждой области знаний быстро растет. Поэтому человек должен быть готов к тому, что ему придется всю жизнь учиться и переучиваться, чтобы не отставать от жизни и быть востребованным высокооплачиваемым работником. Старый лозунг: «учись учиться!» сегодня актуален как никогда. Без высокого уровня образования вам сегодня будет не найти интересную и высокооплачиваемую работу.

Сегодня образование становится все более доступным. Многие государства обеспечивают своим гражданам бесплатное начальное образование. Согласно Конвенции о правах ребенка дети должны получать образование, которое обеспечивает «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Однако, многие никогда не получают такого образования. Миллионы детей вообще лишены возможности посещать школу. Причины их исключения из сферы образования кроются в действии многих факторов, таких, как их социальное положение, их пол или бедность, заставляющая их работать, для того чтобы выжить. Отсутствие образования ограничивает также их возможности пользоваться другими правами человека. В мире продолжает существовать дискриминация в сфере образования. В 2000 году из более чем 850 млн. неграмотных взрослых в мире почти две трети составляли женщины. Кроме того, из приблизительно 113 млн. детей в мире, которые не получают начальное образование, 60% составляют девочки.

Общей тенденцией является интернационализация образование, то есть создание единых образцов образования для групп стран, регионов, всего мира. В 2002 году Россия подписала Болонскую декларацию, нацеленную на создание единой образовательной системы в Европе. Проводятся европейские и всемирные конкурсы и олимпиады для школьников и студентов, педагоги различных стран обмениваются опытом. Все большее значение в организации образовательного процесса играют современные компьютерные технологии.

В современной России «Образование» является одним из приоритетных национальных проектов. В рамках этого проекта, в частности, осуществляется оснащение школ современной техникой. Право на образование в нашей стране действительно реализуется, намечен переход на всеобщее бесплатное полное среднее образование. Российское право на образование имеет существенную особенность. Прочтите фрагмент Конституции РФ и выявите эту особенность.

Обратимся к документу.

? Что в статье определяется как право, а что как обязанность граждан в сфере образования?

Последнее изменение: Wednesday, 16 April 2014, 18:13