Тема 6. Групповое единство и противостояние

Как вы думаете, с какого момента жизни человек начинает понимать собственное «я»?

Кто такой «я»?

«Я» – это обозначение человеком самого себя. Так называет себя человек, когда говорит от первого лица.

Иллюстрация

Выделение себя в окружающем мире начинается еще на первом году жизни ребенка. С двухлетнего возраста дети называют себя в третьем лице – «Ваня хочет пить», «Маша играет». Но со временем они привыкают употреблять местоимение «я». И с этого момента начинается осознание ребенком самого себя.

Постепенно у человека формируется образ «я». Он складывается из представлений о собственной внешности, способностях, характере. На него влияют высказывания о нем других людей. Мнение о нас складывается у окружающих постепенно, наш облик и поведение играют в его формировании не последнюю роль.

Иногда восприятие нас окружающими имеет и негативные проявления. Например, в школе есть традиция давать прозвища друг другу. Это может быть вполне безобидное прозвище, на которое человек будет отзываться, возможно, оно будет сопровождать его всю жизнь. Но иногда ребята очень страдают от своих прозвищ, если они неприятные или обидные.

Посмотрите видеофрагмент о прозвищах.

Нажмите на значок Видео

На протяжении жизни представление о самом себе меняется. К своему «я» нужно часто обращаться, оценивать свои поступки, стараться исправить в себе качества, которыми вы недовольны или которые мешают окружающим вас воспринимать.

«Мы» и «они»

Из множества «я» складывается понятие «мы». Так называют людей, которых считают своими. Друзья, одноклассники, коллеги – вот примеры групп, члены которых могут говорить о себе «мы». Внутри каждого «мы» существуют постоянное общение, симпатии, доверие, взаимовыручка.

Иллюстрация

История знает множество проявлений группового единства. Крестьянская община, средневековые цехи, древнеегипетские жрецы.

Для нашего общества также характерно деление на «мы» и «они». «Они» – это те, кто не входит в «нашу» группу, отличаются от «нас», «мы» можем не знать «их» и не общаться с «ними». К сожалению, в современном обществе восприятие таких групп, отличных от «нас», часто носит негативный характер. Иногда это выливается в преследование, стремление унизить или оскорбить носителя несвойственных нам взглядов, традиций, культуры.

«Они» – это огромное количество людей, которых вам еще предстоит узнать. Это те, кто будет окружать вас всю жизнь и даже смогут на нее повлиять.

Учимся быть толерантными

 

Толерантность – это терпение, признание права на существование иного, отличающегося от твоего, мнения и поведения. Но это не значит, что нужно терпеть другого, хотя он нам непонятен и неприятен.

Цветок толерантности
Цветок толерантности

Высшее проявление толерантности – это способность понять и принять другого человека, его идеи, внешний вид, образ жизни. Толерантность – это умение согласовывать самые разные интересы, не прибегая к насилию и унижению человеческого достоинства. Никто не обязан быть такими, как мы. Все люди разные, но им нужно уметь общаться.

Задания для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате).

  1. На основе иллюстрации (Цветок толерантности) перечислите, какие качества составляют основу толерантности.
  2. Послушайте песню «Мы вместе», исп. О. Газманов. Объясните учителю (на форуме или в видеокомнате), как вы понимаете слова из припева песни.

Что значит быть толерантным?

Воспитать в себе толерантность трудно, но необходимо. У толерантности тоже есть границы. Быть толерантным – не значит отказаться от своих ценностей и культуры.

Иллюстрация

Толерантность не исключает осознание своего группового единства, гордость за достижения своей группы, она лишь обязывает уважать другого. Но с другой стороны, толерантность – это не безразличие ко всему, что происходит, не вседозволенность и всепрощение. Есть вещи, которые терпеть нельзя. Это массовое убийство, рабский труд детей, издевательства над животными. Нельзя быть безгранично терпимым к нетерпимым.

 

Задание для самопроверки

Дополните «Цветок толерантности». Впишите, что входит в это понятие. Задание выполните в тетради, старайтесь выполнять самостоятельно, не подглядывая в материалы урока.

Задание
Цветок толерантности
Последнее изменение: Tuesday, 6 December 2016, 22:32