Тема 10. Школьный класс

Известно ли вам, что такое класс, с которым вы знакомы уже более 5-ти лет? Задумывались ли над тем, в чем преимущества обучения в коллективе? Что такое микрогруппы в классе? Как преодолеть конфликты в классе?

Приход ребенка в школу, обретение им своего места в классе играет в жизни каждого человека огромную роль. С этого момента у ребенка появляется первое важное дело, за которое он сам несет ответственность – учеба.

Большую часть школьного времени ученик проводит в классе. Что же такое класс?

Иллюстрация
Шестой класс одной из гимназий  г. Москвы
Шестой класс одной
из гимназий г. Москвы

Слово «класс» происходит от латинского «classis», что в переводе означает группа или разряд. В современном русском языке слово «класс» имеет несколько значений. Но к изучаемой теме лучше всего подходит следующее определение:

Класс – устойчивая, одновозрастная, чаще двуполая, малая общественная группа, созданная в целях наиболее удобного обучения в школе.

Вопросы для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате).

Как вы понимаете «удобное обучение»?

Став школьником, ребенок попадает в новый для него мир со своими правилами. Школьник становится одним из многих, он входит в коллектив, в организацию, то есть переходит в более сложный мир, в более обширное общество. Одновременно у школьника появляется первое важное дело, за которое он несет личную ответственность. Это учеба. Успехи в учебе оцениваются и сравниваются.

Иллюстрация
Иллюстрация

Главное преимущество коллективного обучения в классе – это общение и взаимодействие детей. У детей в классе возникает сразу несколько направлений взаимодействия. Во-первых, это взаимоотношения с учителем. Раньше мнения и оценки родителей были для ребенка самыми значимыми.

Теперь место авторитета родителей занимает учитель. Недаром первую учительницу называют «второй мамой».

Задание для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате).

Послушайте одну из любимых песен ваших дедушек и бабушек «Школьный вальс» (музыка Исаака Дунаевского, слова Михаила Матусовского) в исполнении Марии Пахоменко.

Нажмите на значок Видео

Подумайте, как в песне передаются отношения учеников к первой учительнице. Понравилась ли вам песня? Обсудите с учителем.

Требования учителей и родителей к школьнику могут отличаться. Родители и сам ученик могут считать поставленные оценки несправедливыми. Таким образом, школьник впервые сталкивается с несовпадением норм, ему приходится вырабатывать собственное мнение.

По-разному складываются отношения между одноклассниками. Для одних пребывание в школе становится счастьем, для других – самым неприятным. Иногда проблемы взаимоотношений в классе становятся настолько серьезными, что приходится переходить в другой класс или другую школу. Отныне ребенок вынужден принимать общеcтво всерьез.

Отношения в классе могут складываться по-разному Отношения в классе могут складываться по-разному
Отношения в классе могут складываться по-разному

Внутри класса постепенно образуются микрогруппы – состоящие из нескольких человек группы, объединенные общим устойчивым интересом и совместной деятельностью. Микрогруппы взаимодействуют между собой – они могут сотрудничать или враждовать, могут относиться друг к другу нейтрально. Один ученик может входить одновременно в несколько микрогрупп.

Задание для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате).

Главные герои фильма «Чучело» примерно такого же возраста, как вы. Одна из учениц класса – Лена Бессольцева, – стала случайным свидетелем признания Димы Сомова учительнице в том, что класс хотел прогулять ее урок. Но, будучи влюбленной в Диму Сомова, не рассказала одноклассникам правду, а взяла его вину на себя. В итоге класс объявил ей бойкот, чего Лена никак не заслуживала.

Посмотрите два фрагмента этого фильма.

Фрагмент 1.

Нажмите на значок Видео

Фрагмент 2.

Нажмите на значок Видео

Подумайте и подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие эмоции вы испытывали во время просмотра фрагмент фильма?
  2. Как вы думаете, почему одноклассники так себя повели?
  3. Что вы можете сказать о таком классе? В каких отношениях находятся одноклассники между собой?
  4. Кто является лидером(ами) этого класса? Как вы это поняли? Опишите, каким вы его увидели (характер, поступки, внешность и т.п.).
  5. Поразмышляйте, как бы вы поступили на месте главных героев?

Обсудите ваши ответы с учителем.

В современной школе девочки и мальчики учатся вместе. Именно в классе начинается регулярное общение девочек и мальчиков. В подростковом возрасте, как правило, девочки обгоняют мальчиков в психофизиологическом развитии – они выше ростом, выглядят взрослее, серьезнее относятся к учебе, лучше успевают, имеют свои интересы.

Иллюстрация

Подобные различия часто влияют на отношения в классе – мальчики и девочки вместе учатся, но существуют как бы параллельно, независимо друг от друга, порой их отношения становятся недоброжелательными. Ситуация меняется в старших классах: юноши в развитии догоняют и даже перегоняют своих сверстниц. Именно в это время юноши и девушки становятся интересны друг другу. В этот период в классе появляются смешанные компании, возникают взаимные симпатии, иногда и первые романы.

Сегодня многие российские семьи часто меняют место жительства. Как следствие, детям приходится переходить из школы в школу. Переход в новую школу связан с проблемой адаптации школьника. Ему необходимо будет установить контакты со сверстниками и учителями, научиться выполнять требования, которые приняты в новой школе, а они могут отлучаться от тех которые были в прежней школе. У школьника, как правило, возникают вопросы: «Как меня примут в новом классе?», «Как подружиться с ребятами?», «Понравятся ли мне учителя, а я им?». Первое время ученик будет сравнивать новые требования и новых учителей со старыми.

Новенькая в классе
Новенькая в классе

Особенно болезненным может быть переход для тех, ребят, у которых в старой школе остались друзья и любимые учителя. Кто поможет таким ребятам преодолеть возникающие проблемы перехода из одной школы в другую? Конечно, в первую очередь, взрослые – родители и учителя. Но и ребята в новой школе могут помочь новичку познакомиться со школьными требованиями и освоиться в новом коллективе.

Но все-таки большинство детей учатся в одной школе, в одном классе, в одном коллективе.

Задание для обсуждения с учителем (можно на форуме или в видеокомнате).

Посмотрите на картинку «Новенькая в классе». Как вы думаете, получилось ли девочке освоиться в новой школе?

Начав учиться в школе, ребенок воспринимает класс как целое, как одну большую семью, у которой есть свое помещение, где проходят занятий. В соседней классной комнате учатся ребята из другого класса. В отношениях с ними преобладает, как правило, элемент соперничества. Отношения строятся на основе противопоставления «мы — они». Чем сильнее ДУХ соревнования с другим классом, тем больше солидарности внутри своего класса.

Класс, в котором царит атмосфера взаимного уважения и интереса, где все вопросы решаются сообща, обычно называют «дружным классом». Отношения в классе зависят не только от личных качеств его отдельных учеников. Бывает так, что по отдельности все ребята хорошие, а коллектива нет. Особое место в формировании отношений внутри класса занимает совместная деятельность.

Иллюстрация

Такой совместной деятельностью может быть подготовка к организации праздника, к соревнованиям, к олимпиаде, постановка спектакля, помощь больным и одиноким людям и т.д. Если в классе все ребята заняты общим делом, то между ними возникает взаимодействие, в рамках которого формируются и развиваются взаимоотношения. Общие проблемы, общие трудности и общие победы сплачивают одноклассников.

Последнее изменение: Tuesday, 6 December 2016, 22:33