Уважаемые коллеги! Прочитайте краткую инструкцию!

Уважаемые коллеги!

Цель данных рекомендаций двоякая: во-первых, кратко описать принципы работы с данным курсом; во-вторых, сформулировать выводы о ситуации с подготовкой школьников к решению олимпиадных задач в 5-6 классах.

1. Данный курс является типичным Moodle-курсом, состоящим из уроков (их 16, последний урок является тестом). Тест - это автоматизированный инструмент Moodle, позволяющий ученику ответить на вопрос, увидеть свою отметку и правильный ответ; при этом балл записывается в журнал отметок. В составе курса находятся информационные блоки (например, Что такое система счисления?), интерактивные упражнения (например, Выполни упражнение "Логическая раскраска" или Выполни упражнение с цифрами), видеоролики (например, Посмотри видеоролик об RGB).

В уроках предусмотрены звуковые комментарии для слабовидящих. Они встроены прямо в главную страницу курса в виде маленьких плееров. Выглядит плеер звука так:

 

 

Также в каждом уроке есть задача с вопросом в виде теста (например, Реши задачу и ответь на вопрос!) - ученик должен прочитать вступление, решить задачу в тетради, затем ответить на вопрос теста. Вы можете помогать ему в специально предназначенном для этого разделе: Форум для вопросов и ответов

Например, в уроке 1 есть задание в свободной форме:

Придумай и опиши, как ты бы хотел зашифровать свое секретное сообщение на русском языке. Правило должно быть таким, чтобы тот, кто его знает, мог расшифровать сообщение.

Отправь ответ в Форум для вопросов и ответов

Соответственно, вам нужно посмотреть, что будет отправлять ребенок в форум и реагировать на его сообщения. Чтобы задать вопрос на Форуме, нужно щелкнуть по кнопке "Добавить тему для обсуждения". Затем напечатать тему вопроса, сам вопрос и нажать кнопку "Отправить в форум".

 При выполнении заданий урока 14 вам, скорее всего, нужно будет помочь ученику зарегистрироваться на сайте Скрэтча - вы можете обсудить это на Форуме, здесь вам, возможно, пригодится  Пособие по среде Скрэтч.

2. По ряду причин (об этом подробнее чуть ниже) задач олимпиадного типа для 5-6 классов довольно немного. Вам предлагается проанализировать задачи, предложенные здесь, и придумать какое-то количество собственных задач. Вы можете предлагать их ученикам на форуме, и там же анализировать ответы.

Олимпиадные задачи обычно сложны, но что такое "сложны"? Для школьников с разной подготовкой разные задачи оказываются сложными. Существуют ли достоверные объективные критерии сложности задач по информатике по аналогии со сложностью алгоритмов? 

Можно, наверное, утверждать, что обычно сложная, олимпиадная задача требует более глубого уровня владения материалом, способности распознавать разные шаблоны и формулы, ориентируясь при этом в разных темах. При этом у задачи есть оригинальный сюжет, который требует формализации, узнаваемый стиль изложения этого сюжета. Сюжет задействует внутрипредметные связи и, как правило, чтобы добраться до шаблона или формулы, нужно сперва пройти по нескольким таким связям.

В качестве примитивного примера конструирования такой задачи, обратимся к задаче о сломанной мыши из темы "Состав компьютера". Она получена путем модификации сюжета стандартной логической задачи.

"Когда учитель пришел в класс после перерыва чтобы провести контрольную по теме “Состав компьютера", он увидел, что мышь от его компьютера валяется на полу сломанная. С монитором, к счастью, всё было в порядке. За партами чинно и благородно сидели Дима, Вася и Петя, и он попросил у ребят объяснений.

Дима сказал: "Петя не прикасался ни к одному устройству ввода. Во всем виноват Вася".

Вася сказал: "Нет, это Петя. А Дима тут вообще не при чем".

Петя сказал: "Вася трогал только устройства вывода. А меня интересуют устройства передачи данных."

Когда открылась правда, оказалось, что один из мальчиков оба раза солгал, а двое были честны во всём.

Кто сломал мышь?"

Для того, чтобы решить эту задачу, нужно либо использовать гипотезы и выводы "Пусть X, но тогда Y, а значит Z", либо недопустимость противоречия, однако для того чтобы оценить истинность высказываний героев сюжета, нужно знать, чем является мышь: устройством ввода или устройством вывода. Таким образом задействуется предметное знание и переход от абстрактного к конкретному: если не прикасался к устройству ввода, а мышь - устройство ввода, то не прикасался и к мыши, следовательно, не ломал ее.

Таким образом можно усложнять более примитивные одношаговые задачи, конструируя более сложные, похожие на "взрослые" олимпиадные задачи.

Еще один пример. Возьмем простую задачу на определение устройств по внешнему виду. На фотографии находятся наушники, звуковая карта и микрофон. Ребенку нужно выбрать нужные устройства из списка. В стандартном виде это просто список устройств - подходящих и неподходящих. Но можно пронумеровать эти устройства римскими цифрами: I, II, III, IV, V и в качестве ответа попросить написать сумму цифр, соответствующих верным вариантам.

 

 

3*. Несколько слов о причинах сложной ситуации с олимпиадными задачами. В настоящее время в России дети приходят из начальной школы в 5 класс с разным уровнем подготовки в области информатики и ИКТ. Это связано, в том числе, с использованием разных систем учебников. Поэтому ориентироваться на какой-то обязательный уровень на этом этапе сложно.  Тем не менее ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования (например "использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета"). 

Это учитывалось при разработке данного курса и это предлагается учитывать вам при взаимодействии с учениками и придумывании новых задач.

В соответствии с выводами  Центральной предметно-методической комиссии по информатике, типы задач для 5–6 классов ориентированы только на проведение школьного этапа и считается, что такие школьники не готовы к решению олимпиадных задач по информатике в силу того, что в соответствии учебным планом предмет «Информатика» не входит в федеральный компонент для 5–6 классов, а относится к школьному компоненту, и во многих школах обучающиеся 5–6 классов не имеют возможности в той или иной форме изучать этот предмет. 

Возможность вовлечения в школьный этап Олимпиады по информатике младших школьников определяется упомянутым выше ФГОС НОО. Предметная область «Математика и информатика» является обязательной для изучения в начальных классах школ страны (каждая школа вправе самостоятельно формировать рабочую программу и включать в нее обучение информатике, как в урочной, так и внеурочной частях учебного плана, учитывая программу развития одаренных школьников).

Курс информатики в соответствии с упомянутым стандартом может изучаться с 1 класса, но не позднее 3 класса, то есть, к 5 классу у учащихся многих школ уже могут быть сформированы элементы алгоритмических знаний и информационных умений, сформирован первичный опыт участия в олимпиадах и состязаниях в области информатики для начальной школы.

В соответствии с выводами  Центральной предметно-методической комиссии по информатике, отечественный и зарубежный опыт олимпиадного движения по информатике показывает, что если талантливость ребенка в области информатики выявляется и поддерживается в начальной школе, и далее непрерывно развивается, то именно такие школьники впоследствии становятся победителями или призерами заключительного этапа и завоевывают золотые медали на МОИ, т.е.  международной олимпиаде по информатике (пример -  участие белорусского школьника Геннадия Короткевича в МОИ уже с 5 класса. В первый раз он завоевал серебряную медаль, а в 2011 году он, будучи десятиклассником, стал уже трехкратным чемпионом мира).

В то же время нужно осознавать, что  задачи МОИ - это задачи на программирование. Они должны иметь алгоритмический характер и должны быть реализуемыми с помощью Pascal, C, C++. Это задачи с оригинальными формулировками; их содержание официально не определено в документах МОИ, но анализ задач показывает, что они вовлекают весь диапазон знаний и умений, приобретаемых школьниками в области информатики и ИКТ. При этом, хотя задача и не должна требования для своего решения специальных знаний, требуются углубленные знания в сфере математических основ информатики и теории алгоритмов [Кирюхин В.М., Окулов С.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады. М.:Бином, 2007, с.14-15].

В таких задачах задействованы и комбинаторика, и графы, и вычислительная геометрия, и динамическое программирование, и понятие сложности алгоритма, и, конечно, весь арсенал очень продвинутого пользователя, владеющего различными программными продуктами, операционными системами и средами разработки.

Вот лишь один пример такой задачи из первой МОИ.

"Дана последовательность из 2*n (n <= 5) ячеек. Две соседние из них - пустые, а в остальных расположены n-1 символов A и n-1 символов B. Пример для n=5:

 A | B | B | A |  |  | A | B | A | B

Правило перемещения: содержимое любых двух непустых ячеек, сохраняя их порядок, можно пересылать в пустые ячейки.

Цель: используя правило перемещения, достичь конфигурации, в которой все символы A расположены левее всех символов B. Местоположение пустых ячеек после перемещений не имеет значения.

Задание: составить программу, которая:

- вводит с клавиатуры начальную конфигурацию в виде последовательности символов A, B и нулей для пустых ячеек, а также моделирует перемещения. Каждое перемещение задается номером (от 1 до n-1) первой из двух соседний ячеек, содержимое которых пересылается в пустые ячейки. Программа должна выводить на экран конфигурацию после каждого перемещения;

 - для заданной начальной конфигурации определяет по крайней мере один план перемещений, с помощью которого можно достичь цели, или сообщает, что такого плана не существует (вывод должен содержать начальную конфигурацию, промежуточное конфигурации после каждого перемещения, а также заключительную конфигурацию);

- находит некоторый план, достигающий цели за минимальное число перемещений."

Решение этой задачи предполагает наличие знаний в области:

  • комбинаторики, отношений порядка на множестве комбинаторных объектов;
  • обхода, поиска в графе;
  • абстрактных типов данных.

В связи с этим решение задач на комбинаторику и графы является важным пропедевтическом этапом подготовки к решению олимпиадных задач, и даже если объект не называется при разговоре с детьми словом "граф", а некоторый вид комбинаций "сочетаниями" или "размещениями", суть этих объектов от этого не меняется и должна быть осознана детьми.

Некоторые полезные инструкции и ссылки  вы найдете в теме "Дополнительные материалы для учителя"

Последнее изменение: Wednesday, 30 December 2015, 14:40