Художественная культура первобытного человека

На заре человечества наш древний предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие различными символами и орнаментом, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.
Каковы же были главные причины возникновения художественного творчества? В одной из древнейших теорий, принадлежавшей греческому философу Аристотелю (384-322 г.г. до н.э.), говорится прежде всего о познавательных потребностях человека и о заложенном в нем чувстве прекрасного.
Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Настоящей сенсацией стали находки археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира. Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Краски выглядели яркими, будто их только что нанесли на камень. Поражала точность силуэтов, передающих упругость и объем могучих тел.
Пещера Альтамира получила всемирную известность. Позже были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (Капова пещера).
Художественная культура на заре человечества носила синкретический характер. По мере того как совершенствовалось производство орудий труда и появлялась потребность к познанию законов Вселенной, человек начал создавать предметы, все более походившие на произведения искусства.
Какими инструментами пользовались первые художники Земли? Первые рисунки гравировались кремневыми резцами на камне, кости, роге. Для их раскраски использовались сажа, охра различных оттенков и мергель (горная порода).
В истории пещерной живописи эпохи палеолита (35—10 тыс. лет назад) ученые различают несколько периодов. Начиная с 30 тысячелетия до н.э. художники заполняли поверхность внутри контура краской. Позднее (18—15 тыс. лет назад) они уделяли внимание прорисовке деталей. Линия контура стала динамичной, что позволяло передавать различные оттенки (шерсть на гривах, складки кожи). Примерно 12 тыс. лет назад пещерное искусство достигло наивысшего расцвета: художники научились передавать объем, пропорции фигур, движение.
Именно в это время были созданы знаменитые росписи в пещерах Ласко, Альтамира, Фон-де-Гом, Нио. Здесь не просто отношение к зверю, как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к тотему, бывшему, по представлению древнего человека, покровителем племени. В пещерах обнаружены изображения стремительно бегущих оленей, скачущих галопом лошадей.
К эпохе палеолита относятся и первые произведения скульптуры: изображения, выполненные в технике рельефа, или одиночные фигурки из мягкого камня, дерева, глины, костей животных. Изображения зверей могли быть объектом ритуальной охоты или тотемом (священным животным), или связаны с обрядом жертвоприношения.
Особенно много сохранилось изображений женщин, переданных объемно и натуралистично, из мягкого известняка или мамонтовой кости. Женские статуэтки носили культовый характер и почитались как святыни. Палеолитические "Венеры" — это образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине, с которой связывалось продолжение жизни.
В эпоху мезолита (10—5 тыс. лет до н. э.) происходит резкое потепление климата. Ледник, покрывавший значительную часть территории, начал таять; потоки воды, превращаясь в реки и озера, благоприятно влияли на рост лесов. Новые условия жизни оказали сильнейшее воздействие на круг занятий человека и особенности их отражения в художественном творчестве. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность. Все чаще в них преобладают полные драматизма обобщенные схематические композиции, запечатлевшие схемы охоты и рыболовства, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображаемые фигуры невелики по размеру. Расширяется цветовая палитра, к которой прибавляется белый цвет. Одна из интереснейших композиций того времени — "Сражающиеся лучники".
В эпоху неолита (8—3 тыс. лет до н. э.) люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В обиход прочно входят лепная керамика, изделия из ткани и дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобрел колесо). Усиление зависимости от сил природы (вода, огонь, солнце плодородие почвы) вызвало необходимость выработать систему знаков, которыми украшались предметы быта. Живопись становится еще более схематичной. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается ощущение небрежности. Керамика эпохи неолита.
Недалеко от Киева в обширных наземных жилищах Триполья были обнаружены медные женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей бытовые предметы и орудия труда медно-каменного века — энеолита (4—3 тыс. лет до н. э.). Особенно эффектно выглядела керамическая посуда разнообразных форм. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на ее поверхность белой, черной и красной красками. Ценность трипольской культуры состояла в том, что в ней нашли отражение представления человека об окружающем мире, об устройстве Вселенной.

 

Пещера Альтамира

Бизоны. Палеолит.
Пещера Альтамира, Испания

Пещера Альтамира

Наскальная живопись

Оттиск человеческой руки. Палеолит.
Пещера Пеш-Мерль,Франция

Быки. Палеолит.
Пещера Ласко,Франция

Сражающиеся лучники. Мезолит.
Ущелье Валлторта,Испания

 

Керамика. Неолит

Трипольская культура

Керамика афанасьевской культуры.
Энеолит.
Горный алтай

 

Последнее изменение: Sunday, 27 August 2017, 19:39