Музыка, танец и пантомима


Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры зародились начала танца, музыки и театра.

Самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой изображались сцены охоты, весь земледельческий процесс, разнообразные обряды и церемонии. В то же время в недрах пантомимы возникло музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим инструментом становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы, он может успешно поохотиться или собрать богатый урожай. Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки). И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность и потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-нибудь предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. У села Мезин в Черниговской области в Украине обнаружен древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Трубчатые кости с боковыми отверстиями служили для воспроизведения ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.

А что представляли собой древние танцы? Разнообразными движениями и жестами человек передавал впечатления от окружающего  мира, отражая в них свои ощущения, настроения и душевное состояние. Первоначально движения носили примитивный характер. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притоптывание ногами, выразительные жесты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились подражательные танцы. Например, у австралийских племен — танцы "лягушки", "бабочки", "кенгуру"; у североамериканских индейцев — "медведя" и "бизона"; на севере России — танцы "утушек", "лебедушек", "оленя".

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Различали погребальные танцы и танцы-заклинания. Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, тотемические пляски (выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного, являвшегося предком-покровителем данного племени). На известном наскальном изображении "Колдун"  перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.

Таким образов в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой культуры.

Музыкальные инструменты из костей мамонта. Поздний палеолит.
Мезин

Музыкальные инструменты.
Палеолит.

Колдун. Палеолит.
Пещера Труа-Фрер, Франция


Последнее изменение: Sunday, 27 August 2017, 20:52