Художественная культура Древней Передней Азии

В IV—I тыс. лет до н. э. в низовьях рек Тигра и Евфрата (Месопотамия или Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний. В Передней Азии умели возводить высочайшие башни, в качестве строительного материала используя кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в области политической теории и практики, военного дела и государственного права. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии.
В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупные государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава. В отличие от Древнего Египта, человек Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали земные радости. Важнейшим результатом такого мироощущения стало рождение крупнейшей цивилизации, отличающейся яркой и самобытной художественной культурой.

Архитектура Месопотамии.
До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений этого времени, чаще всего это лишь фундаменты зданий. В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, предохранявшие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменявшие лестницу). По ним жители города поднимались к святилищу. Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение зиккуратов, ставших символическим воплощением устройства мира в виде лестницы, связывающей небо и землю. Ступенчатые башнеобразные храмы выражали также идею иерархического устройства Вселенной и использовались для совершения культовых обрядов, а позднее — и для астрономических наблюдений. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть "жилище бога", где находилась статуя  божества. Простые люди туда не допускались, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами. Первыми такие сооружения начали строить шумеры, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у них идею возведения подобных храмов.
Наибольшую известность приобрел зиккурат бога Луны в городе Уре, который частично удалось раскопать из-под слоев песка. Он представлял собой сооружение из трех поставленных одна на другую усеченных пирамид. Высота этого сооружения достигала 60 м. Стены ступеней, сложенные из необожженного кирпича, имели трапециевидную форму и были наклонены к центру сооружения. Это обстоятельство давало основание предположить, что строителям, учитывавшим особенности восприятия человека,  были известны законы оптической перспективы. Этой же идее, вероятно, была подчинена разбивка стены вертикальными выступами и нишами. Такое строение зиккурата создавало впечатление его устремленности вверх, к небу, к миру божественных сил. План здания позволял сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носили замкнутый характер. Важное символичное значение имела окраска зиккурата, отражавшая представления о картине мира. Сохранившаяся в нижней части трехцветная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое плетение, свидетельствует о его изысканном декоративном убранстве. Общую картину архитектурного облика дополняли сады, разбитые на террасах.
Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции, позднее использовавшейся в архитектуре Древнего Рима и европейского Средневековья. Подобная конструкция была применена при создании одного из семи чудес света — Висячих садов Семирамиды. Пирамидальная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступенях. Для орошения экзотических растений здесь впервые была использована конструктивная идея водоснабжения. Сделано это было таким образом, что вода маленькими ручейками стекала вниз, орошая при этом парадный сад. В нижних этажах прятались гроты замысловатых форм с множеством статуй богов, священных животных и птиц.
Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона времен Навуходоносора II (605-562 г.г. до н. э.). Путь к городу вел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар. Каждый их зубец представлял уменьшенную модель зиккурата. Ворота были облицованы глазурованным темно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-желтого цвета, а также рядами белых и желтых драконов. Эти символические защитники города придавали воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он имел значение магического средства от дурного глаза.


Модель зиккурата.

Зиккурат. XXI в. до н. э.
Ур

Древнее двуречье

Висячие сады Семирамиды. Реконструкция

Ворота богини Иштар в Вавилоне.
VI в. до н. э. Реконструкция.
Музей Пергамон, Берлин


Ворота богини Иштар

Ворота богини Иштар. Реконструкция.
Музей Пергамон, Берлин



Последнее изменение: Sunday, 27 August 2017, 21:07