Храмы и гробницы

В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесённый колоннадой, а затем в определённой последовательности — один или несколько гипостильных (греч. «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.
Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, направленного к центральной колоннаде. Освещённость храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов, оставались в полумраке.
Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в тёмно-синий цвет потолок — небо с золотыми звёздами и парящими в нём коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда переделывая старые.
Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада длиной 260 м. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом возвышались два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.
Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.
На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.
В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину, окружённую скалами, и повелела зодчему Сенмуту осуществить её замысел. Храм состоял из трёх широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединённых между собой пологими пандусами. Чёткие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне жёлтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило величественное и торжественное впечатление. Гробница Хатшепсут уходит в глубину на 97 м и имеет длину 213 м.
Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжёлых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощённые варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвящённые культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на западном берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из чёрного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трёх сторон окружён колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.


Храмовый комплекс Амона-Ра.
XVI вв. до н. э.

Карнак

Карнак и Луксор

Храм Амона-Ра.
XV—XIII вв. до н. э.
Луксор

Долина царей

Храм царицы Хатшепсут.
Начало XV в. до н. э.
Дейр эль-Бахри

Долина царей

Храм бога Гора.
Эдфу

Статуя бога Гора.
III—I вв. до н. э.
Эдфу

Последнее изменение: Sunday, 27 August 2017, 21:19