Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые ещё при жизни фараон заказывал для погребения.
Характерными особенностями египетской пластики стали фризовое построение композиции, строгая ясность линий и чёткость контура, предельно обобщённые объёмы, знаковая выразительность силуэтов. Человек изображался в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традициями. Поскольку скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие, в передаче фигуры на плоскости сочетались анфасные и профильные элементы: голова и ноги повёрнуты в профиль, плечи — анфас, торс — три четверти.
Особенно строгие требования касались изображений богов и фараонов. Их легко можно узнать по росту, значительно превышавшему рост других участников композиции, в их внешнем облике невозмутимое спокойствие и уверенность в силе царской власти. Величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны.
Мастерски переданы индивидуальные черты: скуластое лицо, тяжёлые веки, прикрывающие глаза, резкие складки по сторонам властного рта, чётко очерченный подбородок. Контрасты света и тени на гладкой поверхности гранита усиливают выразительность образа.
Каноном также была закреплена определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям при жизни. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...
Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры имели тёмно-коричневый цвет, женские — жёлтый. Волосы всегда были чёрными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин — из длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, песчаник, известняк.
Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запечатлён сидящий, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развёрнутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок устремлённый вперёд взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, чёрным камнем, серебром и горным хрусталём, что кажутся живыми. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина.
Исключительного совершенства в передаче портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор учёные-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлён вдаль.
В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, связанная с погребальным культом. Тогда же был создан тип кубической скульптуры, когда сидящая фигура по своей форме напоминала куб, её голова — шар, а руки симметрично лежали на коленях или одна из них была согнута в локте. Позднее, в эпоху Нового царства, такой тип скульптуры получил широкое распространение.
Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме.

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают амарнский период, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон. Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — "прекрасной ликом". Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. нем. археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.

Древнеегипетский скульптурный портрет

Фараон Аменемхет  III
XIX в. до н. э.
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва

Скульптурный портрет писца Каи.
Середина III тыс. до н. э.
Лувр, Париж

Царский сановник Каапер. ("Сельский староста")
Середина III тыс. до н. э.
Египетский музей, Каир

Скульптурные памятники Древнего Египта

Нефертити
XIV в. до н. э.
Государственный музей,

Берлин

Скульптурный портрет
Нефертити

Последнее изменение: Sunday, 27 August 2017, 21:21