Художественная культура Мезоамерики

 Мезоамерика — крупнейший центр художественной культуры, включающий территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшийся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиуакан, Паленке, Чичен-Ица.
Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек.
Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.
Художественная культура ацтеков.
Основной чертой искусства ацтеков было то, что оно возникло из-за поклонения богам. Главным местом поклонения богам были храмы.
Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан ("плодовое дерево, растущее из камня") или Мехико — ныне столица Мексики. Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты, и город превращался в неприступную крепость. В начале XVI века город был разрушен испанскими завоевателями — конкистадорами. Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.
Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. Например, огромная статуя Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. У нее нет ни головы, ни лица, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей ягуара, человеческих черепов и ладоней, перьев, змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение строго симметрично и уравновешенно. Иной характер носят погребальные маски ацтеков,отражающие черты лица захороненного. Интересен бубенец в виде "воина-орла".  Привлекают внимание и произведения мелкой пластики. Поражают своим мастерством произведения ювелирного искусства.
Художественная культура майя.
Особых успехов достигла цивилизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателями в IX—X вв. майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность.
Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непроходимых джунглях Центральной Америки. К достижениям архитектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведения, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перламутру.
Происхождение цивилизации майя окутано пеленой загадочности. Её появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима всё новые земли, её бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов. Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилизации, до сих пор неизвестно.
Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.
В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырёхгранные ступенчатые пирамиды, на усечённой вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырёх сторонах пирамиды.
Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Двадцать пять зданий, разбросанных по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сгруппированы вокруг четырёх дворов и сообщаются между собой узкими коридорами и лестницами. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей (692). К юго-востоку находятся ещё три храма — Солнца, Креста (642) и Лиственного Креста (692).
Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Во дворце множество внутренних двориков, окружённых галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырёхэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.
Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землёй на высоту около 24 м. На её верхней площадке возведён прямоугольный храм, к которому ведёт лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил своё название.
Не менее своеобразны так называемые стадионы — сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч.
Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нём существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого совершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, лишённый чувств и особенностей характера. Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшим информацию о его рождении, правлении, военных победах и других успехах.
Художественная культура народов майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.


Искусство ацтеков

Теночтитлан — столица ацтеков.
II тыс. до н. э.

Теночтитлан.
Реконструкция

Статуя Коатликуэ.
Реконструкция XII в.
Мехико

Погребальная маска.

Пирамида Кукулькана
Чичен-Ица

Дворцовый комплекс.
VIIв. Паленке

Храм Надписей и
храм Красной царицы (справа)
Паленке

Паленке. Руины города Майя

Площадка для игры в мяч.
VIII в. Долина Оахака, Мексика

Культовая игра в мяч

Последнее изменение: Sunday, 27 August 2017, 21:27