Художественная культура Античности

Художественное творчество Античности было тем живительным и неиссякаемым источником, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство.
В культуре Античности людей разных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и величия человеческой личности, вера в её безграничные творческие возможности. Термин «античный» возник позднее, в XV в. В переводе с латинского «antiquus» означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
В своём развитии античное искусство прошло несколько периодов, оно знало эпохи величайшего расцвета и упадка. Рассмотрим сначала периодизацию художественной культуры Древней Греции. Традиционно в ней выделяют следующие этапы: гомеровский период (XI — VIII вв. до н. э.), архаика (VII — VI вв. до н. э.), классика (V — первые три четверти IV в. до н. э.), эллинизм (конец IV — I в. до н. э.). Художественной культуре Античности предше­ствовал крито-микенский, или эгейский, период (III — II тыс. до н. э.), во многом определивший об­щий характер её дальнейшего развития. Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец. Дворец не имеет чёткой планировки и напоминает лабиринт. (Вспомните мифы о Дедале, построившем хитроумный лабиринт, и Тесее, спасшемся от чудовища Минотавра благодаря нити Ариадны.) И всё же из этого не следует, что архитектура дворца непродуманна и случайна. Кносский дворец — это ансамбль, гармония которого создаётся не симметрией, а свободным сочетанием форм.
«Познай самого себя» — было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать нас сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далёком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества». Согласно древнегреческой философии, идеалом воспитания человека стала калокагатия (греч. kalos — прекрасный и agathos — добрый) — гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) качеств. Человек стал «мерою вещей».
Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками. Известно, что некоторые из них ещё в древности были причислены к семи классическим чудесам света (например, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе).
Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего — таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.


Кносский дворец.
XVI в. до н. э.

Ираклион, Греция

Античность в архитектуре

Храм Аполлона.
Дельфы, Греция




Последнее изменение: Sunday, 27 August 2017, 23:04