Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь

К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили страну в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединённого на огромном пространстве так называемой эллинистической культурой. В период эллинизма повсеместно строились новые города с регулярной планировкой (Александрия, Пергам, Милет), создавались величественные архитектурные ансамбли и грандиозные памятники. К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами. Грандиозность в сочетании со стремлением к декоративности, эмоциональному напряжению, патетике, слияние восточных и античных традиций становятся главными отличительными признаками архитектуры эпохи эллинизма. Происходит отход от ордерных систем и их смешение. Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его «растительной» капителью.
Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведён Большой алтарь Зевса (высота более 9 м). Это монументальное мраморное сооружение наиболее ярко воплотило своеобразие архитектуры эллинистического периода. Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.
Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырёхступенчатым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м). Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост. 
Общая композиция фриза разделена на многочисленные группы, скомпонованные из двух-трёх фигур. Их движения направлены в разные стороны, в определённом ритме, с соблюдением равновесия составных частей на каждой стороне здания. Внутри каждой группы — бурный накал страстей, полная драматизма жаркая схватка не на жизнь, а на смерть. Фигуры богов и гигантов разнообразны, в их изображениях нет ни одной повторяющейся детали; все полно напряжённой динамики и высочайшего драматизма.
Рядом с Зевсом изображена его любимая дочь Афина. Богиня, закрывающаяся большим круглым щитом, одета в широкий развевающийся пеплос (женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники). Она вступила в борьбу с крылатым гигантом Алкионеем (фигура слева от неё), схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Змея Афины сильно сдавила его правую ногу и впивается в тело гиганта. Лицо юного Алкионея, терзаемого змеёй, прекрасно, нестерпимая боль и страдание не искажают его благородных черт, в которых передано мучительное чувство расставания с жизнью. Юноша пытается бежать, протягивает левую руку и ногу навстречу матери Гее, которая, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына. Справа изображена летящая крылатая богиня Победы Ника, которая уже спешит увенчать голову Афины лавровым венком.

Фаросский маяк.
III в. до н. э. Реконструкция

Мавзолей в Галикарнасе.
IV в. до н. э. Реконструкция

Большой алтарь Зевса в Пергаме.
180 г. до н. э.
Пергамон-музей, Берлин

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь. Фрагмент

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 07:05