Изобразительное искусство Древней Греции

В историю мирового искусства Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. К сожалению, время сохранило ничтожно малое количество греческих подлинников. Большинство доступных нам произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастерами.
Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), достигавшие значительных размеров (до 3 м), устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти изваяния обнажённых фигур, наглядно воплощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполлонов». Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперёд ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности. Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.
Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утончённости. Их позы также однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма по краям! Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. И ещё одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
Греческое изобразительное искусство представлено главным образом вазописью. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству. Поверхность ваз покрывалась орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчинённого форме гончарного изделия.
Амфора из Дипилона — одно из наиболее выразительных произведений вазописи. В величавом и торжественном облике сосуда, его простой и благородной форме художник сумел лаконично воплотить свой замысел. Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометрическим узором. В самой широкой части вазописец изображает сцену оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися линиями. Всё призвано выразить экспрессию чувств, подчеркнуть мысль о бренности человеческого бытия.
К VI в. до н. э. повсеместно утверждается чернофигурный стиль вазописи. Изображения с обозначенным контуром стали наносить густым чёрным лаком на глиняную поверхность. Естественный цвет глины нередко подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно чётко выделялись силуэты людей и животных. Орнамент органично сочетался с многофигурными сценами, свободно размещёнными на стенках сосудов. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, их выразительный декор всё более тяготеет к условности и плоскостности изображения, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологические сюжеты.
Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты.
Подлинным шедевром среди творений Эксекия является чернофигурная амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости. Внешне простая композиция, на которой представлены два увлечённых игрой воина, построена с редким мастерством. Спины героев почти смыкаются в большой полукруг, символически ограничивая внутреннее пространство, в котором происходит мучительный выбор между жизнью и смертью. Они так увлечены своим занятием, что совсем забыли о продолжающейся войне между троянцами и ахейцами. А между тем Эксекий красноречиво намекает, кто именно из них одержит победу: один из воинов (Ахилл) сидит, даже не сняв с головы коринфского шлема с высоким султаном, голова другого (Аякса) ничем не защищена.

В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрывались чёрным лаком, а фигуры обводили контуром и оставляли незакрашенными. Внутри красного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пером прорисовывали линии, передающие черты лица, причёску, складки одежды. Такая техника позволяла лучше передавать свободу движений фигур в сложных ракурсах. При обжиге лак приобретал блеск зеркальной поверхности с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчётливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистичные жанровые и бытовые сцены.
Замечательную композицию «Прилёт первой ласточки» создал мастер Евфроний, запечатлевший на вазе диалог зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыденной, повседневной жизни людей. Взоры персонажей обращены вверх, к летящей ласточке — вестнице весны. Но как по-разному переданы чувства каждого из них! Надписи, сопровождающие изображение, выведены пурпуром, они помогают передать очарование и поэтичность сцены. «Смотри, ласточка!» — восклицает юноша. «Правда, клянусь Гераклом!» — подтверждает бородатый мужчина. «Вот она!» — радостно кричит мальчик. Мастер добавил: «Наступает весна».
В период классики широкое распространение получила и скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.
В прославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы черты гармонически развитого человека, в котором красота и пропорциональность тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. В динамичной позе атлета сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. При взгляде на эту фигуру создаётся впечатление, что скульптора интересовало не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Через секунду он расправится, как пружина, метнёт диск, но пока внешне он остаётся спокойным и сдержанным. Тело юноши сильно напряжено, свободная левая нога опирается на пальцы, грудь и лицо развёрнуты анфас, взгляд сосредоточен и направлен на диск. Широкий размах рук напоминает согнутый лук, из которого вот-вот вырвется и полетит стрела. Мастерски запечатлённое мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.
Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое и длинное копьё. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружён в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развёрнуты, но левое плечо приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.
К концу V в. до н. э. в искусстве высокой классики произошли значительные перемены. Монументальные героические образы уступили место миру чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюблённость, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 — ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок. 390—330 гг. до н. э.), Лисиппа (370—300 гг. до н. э.) и Лeoxaра (середина IV в. до н. э.).
На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит обострённый интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряжённость лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и трагизм переживаний, переданных почти натуралистически, и в то же время элегичность и мечтательность персонажей, их гармоническое совершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.
Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милосскую» Агесандра, скульптурные группы, выполненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя.
Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня, запечатлённая в лёгком, стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Драпировка её тонкой одежды дробится на множество мельчайших развевающихся складок. В сочетании с могучими крыльями за спиной складки одежды создают ощущение полёта, словно срывающего фигуру с каменного постамента.

Курос.
VI в. до н. э. Афины

Кора.
VI в. до н. э. Афины

Расписные вазы
Древней Греции

Амфора из Дипилона.
Середина VIII в. до н. э.
Афины

Ахилл и Аякс, играющие в кости.
540-530гг. до н. э. Ватикан

Прилет первой ласточки.
Около 500 г. до н. э.
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мирон
Дискобол.
Около 450 г. до н. э. Рим

Мирон. Дискобол

Поликлет
Дорифор.
V в. до н. э. Реконструкция

Пракситель
Афродита Книдская.
Середина IV в. до н. э. Копия
Рим

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 07:48