Театральное искусство Древней Греции

Непреходящей ценностью художественной культуры Древней Греции является создание театрального искусства, истоки которого восходят к Великим Дионисиям — особо почитаемому у греков празднику. Официальной датой рождения греческого театра считается 534 г. до н. э. — год, с которого в Афинах регулярно стали проводиться драматические состязания. Все великие трагики и комедиографы Древней Греции участвовали в них.
Отцом греческой трагедии по праву называют Эсхила (525—456 гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого театра трудно переоценить. Он начал свою деятельность, когда театральное искусство находилось на начальной ступени своего развития. В популярной тогда трагедии отсутствовал драматический конфликт и преобладали песни хора, а все роли исполнялись одним актёром. Поначалу и в произведениях Эсхила песни занимали существенное место, но постепенно хор терял своё основополагающее значение. Главное внимание автор сосредоточил на развитии драматического действия, которое позволяло держать зрителей в напряжении. С этой целью Эсхил ввёл сначала второго, а затем и третьего актёра. Характеры его героев не меняются на протяжении спектакля.
Большинство трагедий Эсхила написано на мифологические сюжеты, поэтому он сосредоточил внимание на жизни богов, наделённых незыблемым правом вершить судьбы людей. И горе тому человеку, который осмелится подняться выше всесильных богов: его ждут гнев и кара. Эсхилу принадлежало около 90 пьес, но до нас дошло лишь 7. Наиболее известные из них: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей».
Популярны в Древней Греции были произведения Софокла (ок. 496—406 гг. до н. э.), автора 123 трагедий, из которых до нас дошло только 7. Расцвет его творчества был связан с веком Перикла, его друга. Софоклу многое удалось изменить в греческой трагедии после Эсхила: он увеличил состав исполнителей до 15 человек, сократил объём партий хора. Ему же принадлежит изобретение театральных декораций. Главное внимание он сосредоточил не на внешних событиях, а на внутреннем мире своих героев. В отличие от Эсхила, он показывает людей не такими, какие они есть, а какими они должны быть. Герои Софокла — сильные, почти не сомневающиеся натуры, они чаще смотрят на землю, чем на небо. Лучшие произведения Софокла — «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».
Влияние Софокла на творчество другого, не менее знаменитого древнегреческого драматурга Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.) было огромным. Еврипид создал около 90 произведений, большинство из которых написано на мифологические сюжеты. Среди дошедших до нас пьес такие шедевры, как «Медея», «Ипполит», «Гекуба», «Электра», «Андромаха», «Ифигения в Авлиде».
При жизни Еврипида справедливо называли «философом на сцене» и «самым трагичным из поэтов» (Аристотель). Много изменений внёс Еврипид в драматургическую и театральную технику. Он почти свёл на нет значение хора, песни которого теперь служили лишь фоном для разыг-рывающегося действия. В ходе пьесы хор стал выполнять роль музыкального антракта. Гораздо большее внимание Еврипид начал уделять характерам действующих лиц. Мир человеческих страстей, острых психологических переживаний и душевного надлома — вот что особенно интересовало автора. Он умел показывать такие драматические конфликты, которые держали зрителей в постоянном напряжении. Используемым мифологическим сюжетам он придавал вполне современное звучание. В трагедии Еврипид включал бытовые и любовные сцены и эпизоды, поэтому его пьесы теряли героический характер. Он изображал людей такими, какими они были в действительности. Современникам не нравилось стремление драматурга к реалистическому изображению, поэтому при жизни он не был популярным у зрителей.
Не менее известным было комедийное творчество Аристофана (ок. 445—385 гг. до н. э.). Его комедии «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Лисистрата», «Лягушки» пользовались огромным успехом у греческой публики. Сатирический, обличающий смех Аристофана обращал людей к добру, любви и взаимопониманию, поэтому он долго выступал в роли учителя и воспитателя афинского общества, в особенности молодёжи. Едва его герои появлялись на сцене в своих странных костюмах и масках, раздавался дружный смех зрителей.


Эсхил.
Римская копия. IV в. до н. э.

Театр Древней Греции

Софокл.
Римская копия. IV в. до н. э

Еврипид.
Римская копия. IV в. до н. э

Аристофан.
Римская копия. IV в. до н. э

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 08:00