Архитектура периода Римской республики


Когда мы говорим о Древнем Риме, то подразумеваем не только город Рим античной эпохи, но и все завоёванные им земли от Египта до Британских островов. Покорение римлянами Греции в I в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Непреклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады.
В развитии художественной культуры Древнего Рима различают два основных периода: эпоху Римской республики (конец VI — первая половина I в. до н. э.) и эпоху Римской империи (вторая половина I в. до н. э. — IV в. н. э.).

В эпоху Римской республики сложились основные типы архитектурных сооружений: общественные здания, базилики и храмы, дороги, мосты и акведуки. Городам была свойственна регулярная планировка. Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырёхугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении. Общественная жизнь древних римлян протекала не в домах-инсулах, а на улицах и площадях городов.
«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нём не только заложен буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Поэтому в Риме велось строительство огромных масштабов.
С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти... На территории Форума было множество зданий, обелисков и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий, так же как и в Афинском Акрополе, асимметричны, но причины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку.
Позднее, в эпоху Римской империи, в начале II в. н. э. Марком Ульпием Траяном был сооружён самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление. В центре обширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.
Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна, воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты и водружённая на кубический постамент. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных по-ходах Траяна против придунайского народа даков (современная Румыния). Длина ленты рельефов достигает 200 м. Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоциональной напряжённости сцены сражений — вот их основные сюжеты. Искажённые лица раненых и убитых, ожесточённые лица сражающихся воинов, фигуры пленных, просящих на коленях пощады.
И конечно, главное внимание уделено изображению самого императора. Мы видим его в бою и на отдыхе, вот он переходит Дунай, а вот приносит жертву богам, наблюдает за постройкой лагеря, командует осадой, ведёт в бой кавалеристов и празднует победу. Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.
Позднее колонна выполняла роль надгробного памятника Траяну, в её основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на её вершину. Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она была утрачена, и в XVI в. папа римский Сикст V дал указание заменить её на статую Святого Петра.
Со временем Форум был полностью заброшен, часть строительного материала обрушившихся зданий использовалась жителями для возведения домов, а большинство строений было уничтожено. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан забвению. Лишь в начале XX в. археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный комплекс, остающийся молчаливым свидетелем великолепия Вечного города Рима. Так что о первоначальном виде Форума сегодня можно судить лишь по его реконструкции.
Из памятников архитектуры республиканского периода почти ничего не сохранилось. Лучшими сооружениями этого времени считаются храм Портуна (конец II — начало I в. до н. э.) на Бычьем форуме в Риме неподалёку от реки Тибр и храм Весты (I в. до н. э.), в которых нашли отражение традиции греческой (ионический и коринфский ордеры) и этрусской архитектуры — просторный портик и высокий цоколь.
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. В особую группу можно выделить инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки) и дороги. Вызывает восхищение строительство дорог, служивших средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи. В то же время дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была проложена из Рима в Капую. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека.
Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем. Замечательные образцы колоссальных акведуков, построенных римскими инженерами, в настоящее время сохранились и за пределами Италии — в Сеговии (Испания), Пон дю Гар (римский виадук через реку Гар с акведуком в верхнем ярусе) в Южной Франции и в Тунисе.


Римский форум. II в. до н. э.
Современный вид

Римский форум.

Колонна Траяна.
Около 114 г. н. э.
Рим

Колонна Траяна

Храм Портуна. Начало I в. до н. э.
Рим

Храм Весты. I в. до н. э.
Рим

Аппиева дорога. 312 г.
Современный вид

Пон дю Гар.
I в. до н. э. — I в. н. э
Южная Франция

Римский виадук.
Сеговия, Испания

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 09:26