Архитектура эпохи Римской империи


Самые значительные достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (20-е гг. до н. э. — II в. н. э.). Отличительными чертами архитектуры теперь становятся монументальность, сводчатые конструкции, облицовка стен кирпичом и мрамором, использование бетона.
Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них — Колизей, где разыгрывались пантомимы, происходили бои гладиаторов, укрощение диких зверей. Колизей (лат. «коллосеус» — колоссальный) представляет собой огромную овальную чашу (188х156 м). В центре Колизея находится арена, окружённая ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых доходило до 56 тысяч.
Стена Колизея высотой 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Бесконечно повторяющиеся арки придают зданию монументальность и величие. Наружные стены украшены пилястрами трёх архитектурных стилей. В первом ярусе использованы полуколонны тосканского ордера, во втором — ионического, в третьем и четвёртом — коринфского. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.
Очень рационально организовано внутреннее пространство амфитеатра. Лестницы идут радиально, а галереи — концентрически. Подобное расположение позволяло быстро и кратчайшим путём распределить людские потоки, входившие через 80 наружных арок. И хотя внутри Колизей был лишён каких-либо украшений, «многолюдная толпа, — по словам Гёте, — служила достаточным его украшением». Грандиозность масштабов этого сооружения и сегодня поражает своими размерами и величием. В Средние века на арене Колизея была устроена церковь, а затем он был превращён в хорошо укреплённый замок. В эпоху Возрождения этот замечательный памятник использовался как каменоломня: камень выламывали на постройку дворцов и вилл римской знати. В прекрасном состоянии до наших дней сохранился ещё один колизей — Колизей Эль-Джем в Тунисе, на территории бывшей Римской империи.
Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон в Риме — «храм всех богов», строительство которого завершилось в 125 г. Неоднократно реконструировавшийся, он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримечательность — грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Своими размерами купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующее время.
К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным миром и внутренним, священным пространством храма. В Пантеоне никогда не приносились жертвы и не совершался обычный ритуал. Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Не случайно в настоящее время именно в Пантеоне была создана усыпальница великих людей Италии.
До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность пропорций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный облик храма отличается простотой и благородством.
Иначе выглядит внутреннее убранство с его сложной и богатой отделкой. Пол выложен мраморными плитами. Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статуи богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами (плоскими вертикальными выступами на поверхности стены) из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделён глубокими кессонами (квадратными углублениями), благодаря которым создаётся ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства.
Переступая порог, посетитель ждёт торжественного полумрака, но внутренний облик храма поражает светом, наполняющим всё внутреннее пространство. Свет льётся через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.
Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Над аркой обычно помещали колесницу, а мраморные стены украшались рельефами летящей фигуры богини Победы Виктории, сценами походов и изображениями взятых у врагов трофеев.
Триумфальная арка императора Тита ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Высокий пьедестал, на котором стоит 20-метровая арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на фасадах подчёркивают величие памятника. Арка никогда не использовалась в качестве ворот, через неё имели право проезжать в колесницах только одержавшие победу военачальники.
Пролёт арки с обеих сторон украшен рельефными композициями, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одной из них император, едущий в колеснице, на другой — римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. На мраморных рельефах внутренних стен арки не только люди, но и сами боги воздают почести победителям. Покровительница Вечного города богиня Рома в боевом шлеме ведёт под уздцы лошадей, впряжённых в колесницу полководца. А крылатая богиня Виктория держит над его головой золотой венок. В верхней части ворот, над пролётом, помещена надпись, сделанная крупным латинским шрифтом. Она сообщает, что римский Сенат воздвиг эту арку «божественному Титу».
Много веков спустя триумфальные арки шагнут с римских площадей в другие города мира, вновь возродятся колесницы славы, управляемые крылатой богиней Викторией. И повсюду они станут замечательными памятниками доблестных побед.
Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Так, в Риме их насчитывалось великое множество: 12 больших императорских терм и сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.
Самые знаменитые термы были возведены римским императором Каракаллой в III в. В облицованных цветным мрамором помещениях собиралась изысканная публика, велись философские и литературные беседы, звучала музыка. Здесь легко можно было уединиться под сводами деревьев и в одиночестве поразмышлять о смысле бытия.


Колизей. 75-80 гг.
Рим

Внутреннее пространство Колизея.
Рим

Колизей

Пантеон.  Около 125 г.
Рим

Пантеон.  Реконструкция.

Пантеон. Вид на главный алтарь.
Рим

Пантеон в Риме

Триумфальная арка
императора Тита. I в. н. э.
Рим

Термы Каракаллы. III в.
Рим

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 09:53