Театральное искусство Древнего Рима


Римская империя жила шумной и беспокойной жизнью, население постоянно требовало «хлеба и зрелищ». Грандиозные театральные представления, состязания гладиаторов, укрощение диких зверей собирали на трибунах театров и цирков огромное количество зрителей. Здесь зародилась будущая итальянская комедия дель арте. Искусные актёры — пантомимы, не произнося ни единого слова, могли изобразить до пяти различных образов в различных ситуациях. Они представляли на сцене женские и мужские характеры, играли богов и императоров, полководцев и солдат, старцев и юношей. Один из современников заметил, что движения рук мима «по своему многообразию почти достигают полноты слов».
Основным достижением пантомимов стало не только виртуозное воспроизведение трагических конфликтов, вызывающих в душах зрителей катарсис (по Аристотелю — нравственное очищение при помощи «страха и сострадания»), но и мастерство телесного перевоплощения, граничащее с фокусничеством. Выступления мимов нередко сопровождались игрой на музыкальных инструментах и хоровым пением.
Длительное время в Риме не строили постоянных театральных сооружений, первый каменный театр был возведён только в 55 г. до н. э.
По сравнению с Грецией профессия актёра здесь не была так популярна. Римские граждане, особенно высоко ценившие государственную службу, считали для себя зазорным заниматься этой профессией. Во время театральных представлений публика могла щедро наградить актёра или публично высечь его палками тут же на сцене. Театральное искусство приходилось по вкусу лишь немногим, для большинства римлян оно было непонятным и чуждым.
Особым успехом у зрителей пользовались цирковые зрелища. Трибуны Большого цирка в Риме вмещали 150 тыс. зрителей. Все в сборе. Нетерпение растёт, трубят трубы, публика издаёт ликующие вопли, представление начинается! Атлеты соревнуются в беге, наездники мчатся на колесницах или стоя во весь рост на крупах двух лошадей. Рискуя жизнью, они совершают головокружительные трюки. А вот номер, не имеющий себе равных, — битва кровожадных львов с... двадцатью слонами. Через некоторое время манеж окрашивается кровью, публика неистовствует. Затем на арену выходят искусные фокусники, ловкие жонглёры, бесстрашные эквилибристы, конные акробаты, экзотические животные...
Пять вечеров подряд будет идти это поразительное цирковое представление. И хотя больше ценили не силу и ловкость его участников, а пролитую кровь, всё равно это было увлекательное зрелище, где на подмостках впервые выступал «бродячий народец». Нашествие варваров и падение Римской империи повлекли за собой разрушение цирков и ипподромов.


Театр Одеон. 80 г. до н. э.
Помпеи

Театр Одеон. Вид сверху.
80 г. до н. э. Помпеи

История театра

Большой цирк в Риме. Реконструкция

Большой цирк в Риме.
Современный вид.

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 12:17