Художественная культура романской эпохи

В Средние века одним из самых распространённых общественных сооружений X—XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.
Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она могла быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присуще стремление к завершённой целостности, строгости и простоте. Спокойно и уверенно поднимались толстые, крепкие стены прочно стоящих на земле храмов, созданных простыми объёмами и формами. 
Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры, которая играла в обществе доминирующую роль.
Господствующий тип храма — вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение божественной модели мира. Всё, что верующий человек оставлял за стенами храма, воспринималось им как мир суетный и грешный, лишённый порядка и целесообразности. Дом Бога был призван изолировать его от волнений и страстей мира житейского. Ничто не должно было отвлекать от внутреннего са-мосовершенствования, сокровенного общения с Богом.
В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести поперечный неф перед алтарём (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений. Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.
Характерный элемент романской архитектуры — арочная форма дверных и оконных проёмов. В период её расцвета, в XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.
Порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь. В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проёмом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой (тимпана), делилось на регистры. В верхнем изображались Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева — ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». Стоя перед таким порталом, верующий человек всерьёз боялся конца света и больше думал о спасении собственной души.
Фресковые росписи храмов сохранялись лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI—XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. В средней части трансепта возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована белым и чёрным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на небольших колоннах. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).
Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являвшегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни. Здесь шла жизнь, отвечавшая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок — это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и важнейший культурный центр. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Простейший замок состоял из массивной башни с узкими окнами — донжона. В верхних этажах жил феодал, в нижних размещались склады провианта, запасы воды, конюшни. Архитектура замков  XII - XIII вв. была простой и незатейливой: в те времена заботились о безопасности больше, чем о роскошном оформлении.
Изобразительное искусство Средневековья, подчинённое влиянию церкви, последовательно рассказывало верующим историю мира от его Сотворения до Страшного суда. Большое внимание живописцы уделяли росписям интерьеров, которые отражали божественные образы и наставляли верующих на путь истинный. Библейские сюжеты, сплошь покрывавшие стены, опоры, арки и своды, легко «читались» прихожанами.
Романское изобразительное искусство, расцвет которого относится к XII в., являет образцы благородства и тонкого художественного вкуса. Прежде всего это произведения скульптурной декоративной пластики. После долгого перерыва начинает возрождаться круглая скульптура, отвергнутая ранней христианской церковью из-за чисто внешнего сходства с языческими идолами.
В рельефах романских церквей запечатлены человеческие фигуры, как будто лишённые материальности, пропорции фигур нередко нарушены. Лица персонажей предельно обобщены, в них отсутствуют портретные характеристики, на первый план выдвинуты напряжённая духовная жизнь, строгость, а иногда и наивность. Тщательно проработанные складки одежд больше напоминают орнамент и придают одеянию декоративную выразительность.
Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножий колонн, на окнах, в рельефах дверей и стен запечатлены химеры (чудовища), кентавры, ящеры и полуптицы.  Для чего они здесь? Ясно одно: эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершённые грехи. Встречаются среди них и забавные изображения с насмешливыми гримасами, отнюдь не устрашающими, а скорее потешными. Как видим, церковь заботилась не только о том, чтобы скульптура, как и живопись, была Библией для неграмотных, но и внушала верующим страх перед загробной жизнью.
Крупнейшим памятником романского искусства является скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. В произведениях шартрских мастеров синтезировано всё лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на вратах Королевского портала собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время милосердия. Перед нами не грозный судия, жестокий властитель жизни и смерти, решающий судьбы человечества, а добрый пастырь, благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворённое и сосредоточенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов — ангел, орёл, лев и бык — не внушают страха, напротив, это верные ученики и помощники Бога.

Мариенкирхе Лаахе.
Середина XII в.
Трир

Кафедральный собор и
"падающая башня".
XI — XII вв.
Пиза

Романская архитектура

Миниатюра из "Роскошного часослова герцога Беррийского".
Около 1413—1416 гг.
Шантийи

Химеры.
Скульптура собора Нотр-Дам.
Шартр

Скульптуры собора Нотр-Дам.
Шартр

Собор Нотр-Дам в Шартре

Христос во славе. Скульптура Королевского портала
собора Нотр-Дам.
Шартр

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 14:06