Готический собор


Готический стиль архитектуры возник во Франции. Термин "готика" был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения "варварского искусства."
Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. В основе готического собора — несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания.
Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составлявшем как бы его скелет. Невидимая изнутри, эта конструкция снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкие шпили. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками, окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление лёгкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчёркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонн, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.
Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчленённость, остроконечность, насыщенность пластикой, лёгкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами высота готических соборов значительно больше. Подчёркнутая вертикальность всех членений придаёт зданию устремлённость вверх, к небу.
Архитектура позднего Средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна. Каждая страна создала свой неповторимый облик готического собора. И всё же родиной готики по праву считают провинцию Иль-де-Франс на северо-востоке Франции. Здесь впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода.
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери) — наглядный пример сочетания принципов романского и готического стилей. Крестообразная в плане базилика делится внутри на пять продольных нефов, а на фасаде собора имеются соответственно пять порталов. Прочти как В. Гюго описывал собор в своём романе "Собор Парижской Богоматери".
Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь он приобрёл несколько иной вид («особая» готика, или «зондерготик»). Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворённость внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, облицованных глазурованной плиткой, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада — большое стрельчатое окно.
Собор в Кёльне — характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нём особо ощутимы контрасты, достигаемые благодаря нарочитому перепаду высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Вертикальный ритм усиливается благодаря повторяющимся от яруса к ярусу стрельчатым аркам.
Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия. Это в основном происходило в период господства так называемой «пламенеющей готики», которая тяготела к более изысканным и вычурным формам. Термин «пламенеющая готика» появился из-за подобия башен готических соборов извивающимся языкам пламени.

Грандиозные готические соборы демонстрируют великолепный синтез искусств. Скульптурный декор в виде орнаментики, круглых статуй, рельефов, яркие сияющие витражи... Из всех видов изобразительного искусства готики скульптура, пожалуй, наиболее тесным образом связана с архитектурой. Нередко она служит опорой различным элементам здания, подчёркивает его вертикальный ритм. В стройной готической скульптуре, в сдержанности её позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Погружённые в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека.
Впервые на лицах готических скульптур появляется целая гамма чувств. Отныне не только жест, но и взгляд начинает играть важную роль. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе. Отважен и благороден «Всадник» собора в Марбурге, готовый к участию в рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы.
В скульптуре собора в Реймсе особенно ощутимо влияние античной пластики. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи храма. Рельефы как тонкое кружево покрывают буквально всё пространство стен.
Среди статуй собора в Реймсе есть немало шедевров, одним из которых является композиция «Встреча Марии и Елизаветы» — будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Евангельский сюжет стал для неизвестного мастера поводом для глубокого психологического рассказа. Фигуры юной Марии и умудрённой жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, даже несмотря на то что находятся в разных нишах и разделены колонной. Каждая погружена в свои мысли, думает о своём предназначении. Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Она пытается постичь то, что спокойным и сдержанным жестом передаёт ей Елизавета. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священного Писания в руках — все эти детали создают исключительно обаятельный образ.









Собор Нотр-Дам. XIII-XVI вв.
Реймс

Рождение готики

Собор Нотр-Дам. XIII-XV вв.
Амьен

Собор Нотр-Дам. XV в.
Вильнюс

Собор Нотр-Дам. XII-XIV вв.
Париж

Кафедральный собор.
XIII-XIV вв.
Кельн

Кафедральный собор.
Интерьер. XIII-XIV вв.
Кельн

Встреча Марии и Елизаветы.
Западный портал
собора Нотр-Дам. XIII-XIV вв.
Реймс


Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 15:36