Витражное искусство

В изобразительном искусстве готики особое место принадлежит витражам. Они не только украшали интерьеры, но и использовались в оформлении порталов, где выполняли роль окон и служили основным источником света в соборах. Витражи составлялись из кусочков цветных стёкол, соединённых между собой узкими свинцовыми скрепками. В них в полной мере проявилось торжество света и цвета. Свет, проникая в храм, играет, переливается всеми цветами, отражаясь на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.
Создание витражей — трудоёмкий и сложный процесс, требующий от мастеров немало усилий и времени. Но производимый витражами эффект в полной мере оправдывал труды и старания их создателей, так как помогал зрителю настроиться на возвышенный лад, проникнуться ощущением торжественности.
До нашего времени дошло немало средневековых витражей конца XII—XIV в. Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей находится в соборе Нотр-Дам в Шартре (около ста сюжетов). В его главной композиции центральное место занимает Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Праздничность также подчёркивается композиционными средствами: восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы. Различный масштаб фигур здесь вполне оправдан. Художник с удивительным вкусом и мастерством сочетает густоту красного цвета, сияние золотистых оттенков, нежность голубого тона, глубину тёмно-синей краски. У зрителя, попадающего в собор, возникало сказочное ощущение от того, что чистые и яркие тона удивительным образом смешиваются в пространстве и весело играют на колоннах, полу и фигурах людей.
Столь же известны витражи в часовне Сен-Шапель и в знаменитом соборе Нотр-Дам в Париже, в соборе Святого Вита в Праге, соборе Святого Стефана в Вене. Главное внимание художники витражей уделяют волшебному сочетанию сияющих и интенсивных красок, создающему яркий и выразительный декоративный эффект. Наряду с традиционными библейскими сюжетами нередко используются и простые жанровые мотивы. Витражное искусство, как и готическая скульптура, не только выполняло чисто декоративную роль, но и служило просвещению молящихся.


Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях.
Витраж. XII-XIII вв.
Собор Нотр-Дам, Шартр

Скульптурное убранство храмов



Окно-роза в церкви Сен-Дени.
Париж. XII в.

Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 15:59