Архитектура Киевской Руси

Период, отведённый историей средневековой русской культуре, охватывает свыше восьми столетий. Его отсчёт начинается с середины IX в., когда на территории Восточной Европы появляются первые признаки складывания государства Киевская Русь, и заканчивается на рубеже XVII—XVIII вв., когда явственно проступают черты Нового времени.
Менее чем за три столетия Киевская Русь прошла огромный путь, создав величественные памятники, соперничающие с лучшими произведениями византийского искусства и стран средневекового Запада. Грандиозное каменное строительство свидетельствовало о достигнутом высочайшем уровне цивилизации. Приверженность крестово-купольному типу храма не ограничила разнообразия и оригинального решения построек, среди которых невозможно найти прямых повторений.
Во времена правления Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло наивысшего расцвета. Повсеместно развернулось широкомасштабное строительство. Особенно преобразился архитектурный облик «славного града» Киева.
Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии, представлявший собой огромный пятинефный крестово-купольный храм, с трёх сторон охваченный широкими галереями (размер основной части вместе с галереями 41,7 х 54,6 м).
Стены Софийского собора были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом (один ряд кирпича выступал из толщи стены, а другой был отодвинут в глубь кладки) с небольшими вкраплениями необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой — раствором извести, песка и толчёного кирпича. Величественно было внутреннее пространство собора, где под сводами центрального купола происходили богослужения, возводили на престол князей, звучали проповеди. Центральное пространство было расширено за счёт дополнительных нефов и галерей (около 600 м2). Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые на уровень второго яруса просторные хоры (260 м2), предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Освещение интерьера осуществлялось с помощью 13 глав, прорезанных длинными щелевидными окнами.
Искрящиеся золотом мозаики и красочные фрески, покрывающие сверху донизу основные поверхности подкупольного пространства, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Вскоре после освящения собора не без гордости было сказано митрополитом Иларионом: «Красуется эта церковь и прославляется во всех странах соседних, потому что не найдётся другой такой во всём подлунном мире в полунощных странах от востока до запада».
В последующие времена первоначальные формы собора подверглись основательной перестройке (были надстроены вторые этажи над внешней галереей, имевшие некогда сферическую поверхность купола приобрели грушевидную форму, появилось шесть новых глав, перестроены фасады).
В XI — начале XII в. Киев не был единственным культурным центром Древней Руси. Средоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль и Рязань. Достойным преемником византийских и киевских художественных традиций выступило Новгородское княжество, где сложились собственные каноны и неповторимые черты.
Зодчество Великого Новгорода первой трети XII в. завершало блистательную эпоху Киевской Руси. Строили здесь добротно, основательно, на века. Подчёркнуто строгими, лаконичными и монументальными выглядят новгородские церкви. Мастера стремились к суровой величавости, строгой простоте и ясности форм, в камне они впервые ощутили красоту асимметрии. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, трёхлопастное завершение фасадов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.
Русским людям и иностранным купцам, подплывавшим по реке Волхов к Beликому Новгороду, открывался величественный вид на Софийский собор, построенный вслед за Софией Киевской. У его стен шумело и бурлило новгородское вече, решавшее важные вопросы жизни республики.
При схожести планировки с Киевской Софией (пятинефное крестово-купольное здание, обширные хоры, первоначально одноярусные боковые галереи с арками, наличие лестничной башни) София Новгородская имела свои характерные особенности (общее уменьшение масштаба, сокращение величины подкупольного пространства, значительную толщину стен и опорных столбов, сочетание широких и узких лопаток, более стройные пропорции). Вместо 13 куполов её венчали 5 глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей.
Декоративный эффект стен достигался благодаря использованию смешанной кладки из плинфы с утопленным рядом в сочетании с местными природными валунами в нижних рядах. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Побелённые в XII в. стены придали зданию целостность, подчеркнули его массивность и прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм.


Храм Святой Софии. Реконструкция

Собор Святой Софии. 1037 г.
Киев

Культура Древней Руси

Церковь Параскевы Пятницы.
Кон. XII в.
Чернигов

 Софийский собор. 1045-1050 гг.
Великий Новгород

Софийский собор
в Великом Новгороде




Последнее изменение: Monday, 28 August 2017, 18:34