Изобразительное искусство

Особую историческую и художественную ценность представляют мозаики и фрески Софии Киевской. Уникальный ансамбль произведений монументальной живописи и сегодня восхищает своим великолепием и совершенством техники исполнения. Величественно и торжественно, спокойно и сдержанно взирают со сводов, стен, куполов, хора и лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. В их суровых и строгих ликах переданы напряжённая духовная жизнь, глубокая убеждённость в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию. Выхваченные из полутьмы лучами солнечного света или мерцающих свечей, переливающиеся на золотом фоне множеством оттенков зелёного, синего, коричневого и красного цветов, они способны были произвести сильнейшее впечатление.
Согласно канону, в зеркале центрального купола мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него — фигуры четырёх архангелов (в настоящее время одна из них мозаичная, а три другие, на месте утраченных, написаны художником М. А. Врубелем масляными красками).
В конхе (полукуполе, перекрывающем апсиду) центральной апсиды — мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками. Окружённая мерцанием золотой смальты, облачённая в праздничные сине-золотистые одежды, ниспадающие мастерски переданными складками, она поднимается над алтарём и производит неизгладимое впечатление на присутствующих своей внутренней силой, уверенностью и мудростью. Спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимались не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещёного народа, защиты града и держав. Не случайно в народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой Стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев — «матерь городов русских».
Во фресковых росписях созданы образы, исключительные по силе эмоционального воздействия и одухотворённости. Наиболее интересен был групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора в Киеве, размещённый на трёх стенах западной части центрального нефа. На некогда обширной композиции был изображён сам великий князь с женой, сыновьями и дочерьми, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время сохранились только замыкающие эту торжественную процессию изображения смиренно ступающих со свечами в руках княжеских дочерей, несущих в храм божественный свет Премудрости и Истины новой веры. Фигуры в богатых одеждах не лишены индивидуальных портретных черт и заметно различаются по росту (так художник передал разницу в их статусе, соответствующем возрасту княжон).
Самые    ранние    иконы,    созданные  до XI — XII вв., отличает общность характера изображений: монументальность, лаконизм, обобщенность, особая величавость и мощь. Первые иконы — это или большие настенные образы, или образы, входящие в алтарную преграду.
Икона Святые апостолы Петр и Павел из храма Софии Новгородской, поражала огромными размерами (236 х 150 см), пышностью убранства, нарядностью серебряного оклада, представлявшего собой один из лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Апостолы с присущими им атрибутами (Павел — с книгой, Петр — с ключами от рая, свитком и посохом — символом власти) представлены в момент передачи закона, благодати.
Выполненные в традициях Киевской Руси, иконы XII в. — "Спас Нерукотворный", "Ангел Златые Власы" — еще отличаются лаконичностью и сдержанностью, но в них уже нет той аскетической суровости, которая была присуща византийским иконам. В задумчивом и грустном выражении лица на иконе "Ангел Златые Власы" переданы искренняя доброта и смиренная кротость, ставшие зримым воплощением идеала красоты для художников того времени.
В целом художественная культура Киевской Руси явилась фундаментом для дальнейшего развития региональных школ и создания в последующем общерусского художественного стиля.


Христос Пантократор.
Мозаика купола собора
Святой Софии. XI в.


Богоматерь Оранта.
Мозаика  собора
Святой Софии. XI в.

 Святые апостолы Петр и Павел.
Вторая половина XI в.
Великий Новгород

Фрески Софийского собора.
XI век. Киев

Последнее изменение: Tuesday, 29 August 2017, 21:30