Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества

В период феодальной раздробленности, с середины XII в., крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество. Окраинная область Киевской Руси, лежавшая в междуречье Оки и Волги, начинает своё бурное развитие. Широкомасштабное строительство новых городов развернулось во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157—1174), сына Юрия Долгорукого. Помимо древних городов — Ростова, Суздаля и Ярославля — выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Кидекша, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства, многие из которых сохранились до наших дней.
Храмы строили в основном из тёсаного белого камня. Именно к этому времени относится создание общерусского типа храма, обладающего сложной динамичной композицией. Четырёхстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими с восточной стороны апсидами. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.
Свою энергию Андрей Боголюбский направил на строительство новой столицы княжества — города Владимира. Прежде всего он возвёл его укрепления и определил градостроительную структуру, в которой главное место отвёл Успенскому собору. Став композиционным центром Владимира и самым величественным его сооружением, построенным при участии романских зодчих, он был призван воплотить идею божественного величия княжеской власти. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, он буквально парил над лежащим в низине городом. (По высоте он превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода.) В отличие от ранних построек, план собора был значительно вытянут по продольной оси. Первоначально это был одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трёх сторон притворами (дополнительными помещениями, предваряющими вход). Характерной особенностью его внешнего облика стало иное пропорциональное решение объёмов: высота храма в два раза превышала его ширину. Впервые в оформлении фасадов были использованы скульптурные изображения — рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде, придавшие собору особую выразительность и изящество.
Успенский собор, возведённый в 1158 — 1160 гг., был расписан на следующий год. Центральное место в храме занимала византийская икона Владимирской Богоматери, привезённая Андреем Боголюбским из Киева. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших её художников. Цилиндрические своды внутреннего пространства опирались на резные карнизы со стилизованными листьями аканфа и парными скульптурными изображениями львов. Хоры в западной части интерьера соединялись переходами с епископским двором, стоявшим к северо-западу от Успенского собора.
Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалёку от которой, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, в 1165 г. был возведён белокаменный храм Покрова Богородицы. В простых и благородных пропорциях устремлённого ввысь храма зодчим удалось передать удивительную лёгкость и стройность. Изящный четырёхстолпный храм с членением наружных стен на три неравные прясла (часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками) венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал (позднее скрытый кровлей). Первоначально с трех сторон церковь окружали галереи, уравновешивающие выступающие с восточной стороны апсиды. В юго-западной части галерей размещался лестничный переход, по которому можно было подняться на хоры. Четкий ритм аркатурно-колончатого пояса (декоративный мотив, образованный рядом небольших рельефных арок) на поверхности барабана, основном объеме и галереях, резные изображения составляют главное декоративное украшение храма.
Храм Покрова на Нерли — настоящий гимн красоте и гармонии человека и природы — гордость русского зодчества. В конце XII — начале XIII в. на владимиро-суздальских землях были возведены столь же прославленные шедевры, такие как Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.), Рождественский собор в Суздале (1222 — 1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230 — 1234).
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. Свои истоки она черпала в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Едва ли не самым заметным элементом декора стал аркатурно-колончатый пояс.
Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор. Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен — главная особенность собора, придающая ему легкость и изящество. Рельефы нигде не повторялись и располагались поясами сверху вниз. Верхние изображения были крупнее нижних, что способствовало их лучшему рассмотрению с земли. По технике исполнения резьбы можно выделить плоскостные композиции, барельефы и горельефы. Впервые резьбой покрывались колонны и промежутки аркатурно-колончатого пояса.
Ведущим видом изобразительного искусства стала иконопись. Икону "Дмитрий Солунский" из города Дмитрова можно рассматривать как программный памятник владимиро-суздальской школы изобразительного искусства. Прославление христианского мученика и святого стало главной целью создавшего ее мастера. Характерную особенность образа составляют большие размеры восседающей на троне фигуры в традиционном воинском одеянии, эффектность разворота, подчеркнутая демонстративность жеста, победный, почти гипнотический взор. В целом образ вызывает ассоциации с неприступностью града, защитой державы и христианской веры. Вместе с тем Дмитрий здесь менее всего воспринимался как жертва, напротив, в нём были подчёркнуты активность, волевая собранность, мужественная деятельность.




Владимир на Клязьме.
Мартынов А.Е.
Музей изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина

Культура Владимиро-Суздальской Руси

Успенский собор.
Вид сверху. 1158-1160 гг.
Владимир

Успенский собор. 1158-1160 гг.
Владимир

Храм Покрова Богородицы
на реке Нерль. 1165 г.


Дмитриевский собор.
1194-1197 гг.


Рельеф Дмитриевского собора.

Последнее изменение: Tuesday, 29 August 2017, 22:30