Художественная культура Московского княжества

Рост и усиление Москвы, ставшей городским поселением ещё в конце XI в., были обусловлены удобным географическим положением (расположена на пересечении двух крупнейших торговых путей — из Рязани в Новгород и из Киева во Владимир) и ростом торгово-экономических связей с другими странами. Москва, разграбленная и сожжённая после монголо-татарского нашествия, сумела сравнительно быстро оправиться от потерь. К началу XIV в. Москва выдвинулась в число самых крупных городов Северо-Восточной Руси.
В Москве было начато широкое каменное строительство, опиравшееся на традиции византийских и владимиро-суздальских мастеров. Здесь возводятся белокаменные храмы, самыми значительными из которых были Успенский (1326) и Архангельский (1333) соборы, сооружается новая дубовая крепость (1339). За годы правления Ивана Калиты (1325 — 1340) в Москве было возведено не менее пяти храмов, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени. В последующие годы храмы расписывали почти 80 русских и византийских художников.
Во второй половине XIV — первой трети XV в., в период обострения борьбы с Золотой Ордой за национальное освобождение, Москва сыграла важную консолидирующую роль в истории Руси и развитии русской культуры. Одержав победу в Куликовской битве (1380), московский князь Дмитрий Донской окончательно утвердил авторитет Москвы, ставшей центром объединения русских земель в единое государство. В оборонительных целях вокруг Москвы стали возводить хорошо укреплённые крепости в Нижнем Новгороде, Серпухове и других городах.
Важнейшим оборонительным объектом самой Москвы становится белокаменный Кремль (1367), неприступные стены которого имели протяжённость около 2000 м. Всего крепость насчитывала 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Москва, обнесённая мощными высокими каменными стенами, приобрела славу «сильного и славного града».
Ко второй половине XIV — первой трети XV в. относится расцвет московской школы живописи. Большое влияние на её формирование оказали традиции владимиро-суздальской иконописи. Известность и славу московской школе живописи принесло творчество Андрея Рублёва (ок. 1360 / 1370 — 1430). Во внешне спокойных образах он мог передать целую гамму душевных переживаний и чувств. Творческую манеру художника отличали мягкость и обобщённость силуэтов, гармоничность колорита, уравновешенность композиции.
Мы мало знаем о судьбе этого величайшего русского художника. Вероятнее всего, ко времени его первого упоминания в летописи в 1405 г. он был уже известным мастером. С именем Андрея Рублёва связывают фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. По стилевым признакам этому мастеру приписывают миниатюры Евангелия Хитрово, комплекс икон из так называемого звенигородского деисусного чина и фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде. Одно из самых выразительных и проникновенных произведений — «Спас Вседержитель», в изображении которого мы привыкли видеть суровый и грозный лик. Однако здесь его красивое и правильное лицо имеет выражение мягкой нежности, душевной доброты и мудрости. Открытый кроткий взгляд, направленный прямо на зрителя, вызывает не страх, а доверие, он полон всепрощающей любви и участия в судьбах людей. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчёркивающая плавность и мягкость спокойных линий.
В 1408 г., как сообщает московская Троицкая летопись, Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным «начата подписывати» Успенский собор во Владимире. В созданных здесь фресках (в настоящее время сохранились отдельные фрагменты в западной части собора) проявляется мастерство зрелого художника. Мастерски выполнены композиции «Страшного суда», «Шествия праведных в рай». Замечателен образ трубящего ангела, возвещающего близость Страшного суда. Его изящная, лёгкая фигура невесомо парит в пространстве. Главное внимание Андрей Рублёв сосредоточил на внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте. Мастерство художника нашло выражение и в изяществе пропорций, чёткости контуров, соразмерности движения и покоя.
Из работ Андрея Рублёва и Даниила Чёрного во владимирском Успенском соборе до нас также дошли иконы деисусного чина иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками. (После реставрации эти иконы вошли в собрания Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге.) На центральной иконе «Спас в Силах» изображён восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Художнику в полной мере удалось передать глубину и возвышенное благородство образа. Величавый облик Спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяет увидеть в нём национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры. Чистые, мягко звучащие тона иконы, её торжественный и чёткий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.
В последний период жизни Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным участвовал в создании иконостаса для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, о чём свидетельствуют жития Сергия и Никона Радонежских. Вершиной творчества Андрея Рублёва является знаменитая «Троица», находившаяся какое-то время в местном ряду иконостаса. Икона, воплотившая в себе символ веры и гармонии, добра и справедливости, воспринималась современниками как наглядный пример единения русского народа.
Жизненный путь Андрей Рублёв и Даниил Чёрный окончили в 1430 г. в подмосковном Спасо-Андрониковом монастыре. Творчество этих великих художников стало подлинным эталоном «московского стиля» живописи. Немногословное, лишённое героического пафоса и гордого величия, оно до сих пор поражает своей искренностью, глубиной проникновения во внутренний мир человека. Живопись этих мастеров на многие десятилетия вперёд определила основные черты и поэтический строй московской школы, дала мощный духовный и творческий импульс для дальнейшего развития русского изобразительного искусства.


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском.
А. Васнецов

Кутафья и Троицкая башни Московского Кремля. Современный вид

Андрей Рублев.
Архангел Михаил. 1410-1420 гг.

Андрей Рублев.
Спас Вседержитель.
Икона. Нач. XV в.

Андрей Рублев и Даниил Черный.
Спас в Силах.
Икона. 1408 г.

Андрей Рублев.
Троица.

Андрей Рублев.Троица.
Икона. 1425-1427 гг.

Последнее изменение: Tuesday, 29 August 2017, 22:46