Художественная культура единого Российского государства


К концу XV столетия, во время правления Ивана III (1462— 1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство. На московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Так, при участии итальянских мастеров последней четверти XV столетия был создан один из самых значительных архитектурно-художественных ансамблей России — Московский Кремль.
Главным украшением первопрестольной стал возведённый на месте старого Успенский собор. Итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти (между 1415 - 1420 — ок. 1486) было предписано создать его по образцу владимирского Успенского собора. Не желая копировать, итальянский архитектор сумел привнести много нового в его облик. Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана собора на двенадцать равных квадратов, чего ранее в средневековой Руси не делалось. Сторона каждого из них равнялась ширине средней апсиды Успенского собора во Владимире. Шесть столбов внутри собора обозначали воображаемые углы квадратов. Снаружи им точно соответствовали далеко вынесенные лопатки, равно членящие стены. Монументальный пятиглавый собор, выстроенный из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем, стал первым на Руси храмом зального типа с крестовыми сводами. К новшествам следует также отнести решение внутреннего пространства храма. Размеренная расстановка столбов позволила в значительной мере расширить полезное пространство собора, способствовала его лучшей освещённости. Успенский собор Московского Кремля сыграл важную роль в истории отечественной архитектуры. Под его непосредственным влиянием был выработан особый тип городского собора, возводившийся в других городах на протяжении двух столетий.
Монументальное здание главного кафедрального храма стало композиционным центром Соборной площади Московского Кремля. Другие храмы — Ризположения (1486) и Благовещения (1489), Архангельский собор (1508) и Грановитая палата (1491) — согласовывались с архитектурой Успенского собора. Доминантой кремлёвского ансамбля стала церковь Иоанна Лествичника, возведённая в 1505 — 1508 гг. под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина с трёхъярусной колокольней (после перестройки в 1600 г. за ней закрепилось название колокольни Ивана Великого). Ансамбль Соборной площади Кремля задавал масштаб, образный строй и общее композиционное решение близлежащей застройке Москвы.
Определяющую роль в становлении общерусского стиля сыграло изобразительное искусство, и прежде всего творчество Дионисия (ок. 1440 — 1503) и художников его круга. Первая его известная работа — фресковая роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре, затем последовали почётные заказы на трёхъярусный иконостас для Успенского собора Московского Кремля. В творческом наследии Дионисия, кроме фресок в столичных и провинциальных храмах, были замечательные иконостасы и отдельные иконы, книжные миниатюры. Дионисий, ставший достойным преемником Андрея Рублёва, создал мир высокой духовности и торжества добра.
Активный процесс объединения русских земель вокруг Москвы продолжался вплоть до 20-х гг. XVI столетия. Образование единого многонационального государства, развитие социально-экономических, политических и культурных связей способствовали завершению процесса формирования русской народности. К этому времени широкий общественный резонанс приобрела теория, согласно которой Москва была объявлена «Третьим Римом» — центром всего христианского мира.
В 1555 — 1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведён Покровский собор, больше известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный (1530 — 1584) поручил его строительство псковским мастерам Барме и Постнику — людям «премудрым и удобним таковому чюдному делу». Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, её композиция уникальна и неповторима. По сторонам света от огромного шатрового храма высотой 65 м были поставлены четыре высоких и массивных столпообразных придела (пристройка к основному зданию или дополнительный храм, устроенный внутри основного), между которыми по диагонали размещены четыре других, меньших по высоте и объёму. Галерея, охватывающая собор со всех сторон, усиливающая его динамичность и асимметрию, не нарушала общего впечатления единства и цельности сложной пирамидальной композиции. Один из патриархов так эмоционально описывал этот храм: «Множеством куполов возглавлен этот собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский — объединяющий всё здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».
Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Шатровые завершения как нельзя лучше выражали устремлённость верующего человека в «мир горний» и очень полюбились русскому народу. Обычно это были восьми- или четырёхгранные шатры, опирающиеся на объёмы аналогичной формы (восьмерик или четверик), увенчанные небольшой круг-лой главкой с державой и крестом. Следуя этой схеме, зодчие достигали удивительного разнообразия в их внешнем облике. Впоследствии такой тип архитектурных сооружений распространился и в других городах.
Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведённая на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском (ныне в черте г. Москвы). Сегодня, как и много лет назад, храм Вознесения в Коломенском остаётся истинным украшением Москвы, а в 1994 г. он был включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В конце XVI в. в русской монументальной и станковой живописи происходят противоречивые процессы. Язык изобразительного искусства чрезвычайно усложняется. С одной стороны, наблюдается стремление художников к возрождению монументальных образов Дионисия (так называемая Годуновская школа), а с другой — попытки достижения ювелирной точности, яркости и декоративности в передаче изображения (Строгановская школа живописи). Название первой связано с именем Бориса Годунова и его родственников (рубеж XVI — XVII вв.). Название второй — с фамилиями заказчиков работ купцов и промышленников Строгановых из Предуралья (появилось в XIX в.).
XVII век — эпоха крутого перелома в отечественной истории. От царствования Ивана Грозного до создания империи Петра I Россия прошла путь длиною в столетие, но это были поистине трагические времена: непримиримой борьбы за русский престол, кровопролитных войн с польско-шведскими интервентами, крестьянских восстаний под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Не менее трагическим событием стал церковный раскол, который разделил не только православную церковь, служившую нравственной опорой русских людей, но и общество.
В архитектуре активно обсуждался вопрос о каноничности культового зодчества. При возведении храмов указ патриарха предписывал строго соблюдать закон «освящённого пятиглавия». В 1652 г. патриархом Никоном было запрещено строительство одношатровых храмов, не отвечавших этим требованиям.
Новую страницу в русском зодчестве XVII в. открыло возведение Теремного дворца в Московском Кремле. Он имел ступенчато-ярусную структуру, которую венчал небольшой эффектный теремок с двусветным залом и смотровой башенкой.
Заметной вехой в архитектуре XVII столетия стало создание церкви Троицы в Никитниках, построенной по заказу купца Григория Никитникова — выходца из Ярославля. Яркая раскраска фасадов собора, выразительная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекали внимание горожан. Храм имел пирамидальное завершение, увенчанное декоративным пятиглавием, придававшим его облику динамичность и особую праздничную торжественность.
К концу XVII в. в зодчестве происходят новые качественные изменения. Архитектура, играющая роль синтезирующего начала для различных видов искусства, формирует из них единый ансамбль. Складывается тип динамичной культовой постройки «восьмерик на четверике», который дал название нарышкинскому стилю (по имени Нарышкиных — родственников царя Петра I по линии матери). Основанием для тяготеющей к вертикальному построению композиции служил четверик, над которым сооружался один или несколько восьмериков.
Наиболее совершенным памятником этого периода становится церковь Покрова в Филях, воздвигнутая неподалёку от Москвы-реки. Постройка имела два этажа, в первом из которых находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богоматери, в верхнем — храм Спаса Нерукотворного. На уровне летней церкви храм окружала широкая галерея, к которой вели широко раскинувшиеся лестницы (перестроены в начале XIX в.).
Зодчим удалось связать все элементы единым ритмом постепенного нарастания объёмов и создать стройную многоярусную композицию, каждая часть которой свободно и естественным образом «вырастала» из предыдущей. Последний восьмерик, отделённый от внутреннего пространства основного восьмерика, имел назначение звонницы — самой лёгкой части сооружения. Взметнувшаяся ввысь главка фиксировала вертикальную ось и объединяла разновеликие объёмы в единую композицию.
Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Дерево — основной строительный материал, который использовался на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов или богатых хором, но и шатровых и ярусных храмов. К сожалению, дерево не является долговечным материалом: время и многочисленные пожары не пощадили интереснейшие памятники деревянного зодчества.
Выдающимся произведением деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и по модели дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец представлял собой сложное сочетание больших и малых срубов-клетей, свободно расположенных или сгруппированных вокруг внутренних дворцов. Ансамбль включал царские хоромы, столовую избу, многооконный терем, хоромы для царевича и царицы, служебные помещения. Декоративное богатство дворца усиливалось обилием раскрашенной орнаментальной резьбы, позолотой деталей, раскраской разнообразных по форме покрытий, включавших и шатровые вышки.
На Севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народной архитектуры. Из сосны, лиственницы и осины умельцы возводили островерхие громады шатровых храмов, маленькие часовни и церковки, ветряные мельницы, избы и амбары, которые в наше время обычно собираются в заповедники. Наиболее известные из них — Кижи в Карелии, «Малые Корелы» под Архангельском, Витославлицы под Великим Новгородом и др.
Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве XVII в. В переходную эпоху суждено было творить талантливым художникам: Симону Ушакову (1626 — 1686), Гурию Никитину (ок. 1620/1625 — 1691) и Фёдору Зубову (1615 — 1689).
Главой московской художественной школы, «старшим и главным» изографом (живописцем) Оружейной палаты с середины столетия стал Симон Ушаков. Следуя традиционной иконографии, он привнёс в неё новые черты: реалистическое и объёмное изображение ликов, «светотеневую» моделировку. Одна из наиболее значительных работ мастера — икона «Насаждение древа Государства Российского» с прижизненным изображением царя Алексея Михайловича с семьёй. Именно в это время появляются парсуны — предвестники портретного жанра в изобразительном искусстве.




Московский Кремль

Успенский собор
Московского Кремля. XV в.

Архангельский собор 
Московского Кремля.

Колокольня Ивана Великого  
в Московском Кремле.

Храм Василия Блаженного  
в Московском Кремле. XVI в.

Церковь Вознесения
в Коломенском. 1530 — 1532 гг.

Церковь Вознесения.
Виртуальная экскурсия.

Теремной дворец
в Московском Кремле.
  1635 — 1637 гг.

Церковь Троицы в Никитниках.
  1631 — 1634 гг.

Церковь Покрова в Филях.
  1693 — 1694 гг.

Купола Вознесенской церкви.
  "Малые Корелы". 1669г.

Деревянные постройки
Древней Руси

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
  1667 — 1668 гг.

Дворец царя
Алексея Михайловича.
Виртуальная экскурсия.

Симон Ушаков
Насаждение древа
Государства Российского.
  1668 г.
Москва

Последнее изменение: Tuesday, 29 August 2017, 23:23