Архитектура Древней Индии

Разнообразие и богатство форм художественной культуры Индии обусловлены многочисленностью народов и племён, участвовавших в ее формировании. В VI — V вв. до н. э. здесь сложилась одна из мировых религий — буддизм, распространившаяся на всей её территории к IV в. н. э., ас XIII в. широкое распространение получил ислам. В Индии до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство.
Традиционная индийская культура целостна, синтетична и универсальна. В её основе лежала идея единства, неделимости мира и вечной жизни, обусловившая синтез всех искусств — от пышной архитектуры, оригинальной пластики и живописи до блистательной поэзии, музыки и танца.
В историческом и культурном развитии Индии не было жёстких границ между отдельными эпохами, например между древностью (середина I тыс. до н. э. — VI в. н. э.) и Средневековьем, которое продолжалось с VII в. до середины XVIII в.
Буддизм всегда поощрял строительство культовых сооружений: храмов (чайтья), монастырей (вихара) и мемориальных комплексов (ступа и стамбха). Ступа (погребальный холм) как один из древнейших типов культовых зданий внешне напоминала купол современного планетария. Главным назначением ступы было хранение священных реликвий Будды. Основными элементами композиции являлись монолитная полусфера на квадратном возвышении, реликварий, символические зонты, резная изгородь и ворота.
Ступа в Санчи — один из известнейших архитектурных комплексов Индии, по преданию, воздвигнутый на месте захоронения Будды. Расположенная в уединённом живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. Лаконичная простота и монументальная мощь отличают её внешний архитектурный облик. В сферическом куполе высотой 16,5 м и диаметром 36,5 м отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка — «дворец богов» — для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками.
В органичной простоте ступы заключён глубокий символический смысл. Шпиль — это ось Вселенной, Мировое древо, соединяющее Небо и Землю, а зонтики — три небесные сферы, три ступени восхождения к нирване, особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка — Абсолюта. Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий, связанных с культовыми обрядами и сопровождавшихся музыкой и танцами.
Ворота (поставлены в середине I в. до н. э.), украшенные символическими рельефами и круглой скульптурой, представляют собой синтез архитектуры и пластики, служат прекрасным декоративным дополнением для внешне суровой и простой по форме ступы. Несмотря на обильный декор ворот, их оформление не производит впечатления перегруженности. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды, некоторые отражают исторические события. Смысловым центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы).
Одним из древнейших видов буддийской архитектуры являются чайтъи (пещерные храмы), вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор, где совершались культовые обряды и священные таинства.
Первые пещерные храмы появились в III в. до н. э. и имели трёхчастную структуру: вестибюль, прямоугольный зал для моления, круглое святилище со священной ступой в центре. Традиции возведения более сложных пещерных храмов сохранились вплоть до раннего Средневековья (VII — IX вв.). На смену им пришли новые типы храмов, главной отличительной особенностью которых стала их форма.
Чайтья в Карли — самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 м. Его длина — 37,8 м, ширина — 14,2 м, высота — 13,7 м. Мощные колонны, по 15 в ряд, делили зал на центральный и два боковых нефа. С особой тщательностью был украшен вход в чайтью, обрамлённый огромной килевидной аркой, окружённой более мелкими арочками. Свет проникал в полутёмную залу через «солнечное окно», напоминающее розетку готического собора. Фасады храма украшены рельефами и скульптурными группами, не оставляющими ощущения отрешённости от жизни. Наоборот, как учил буддизм, они призывали наслаждаться жизнью. Даже смерть воспринималась не как трагедия, а как увлекательное путешествие, за которым последует новое рождение и новая счастливая жизнь.
В индийском зодчестве различают два типа храмов, пышно украшенных декоративной пластикой. На севере Индии, где климат более дождливый, храм имел форму заострённой высокой башни, с которой легко могла стекать вода. На юге он представлял собой многоярусную пирамиду, увенчанную небольшим куполом или двускатной крышей. Многоступенчатость индийских храмов символически передавала идею постепенного восхождения к небу. Их трёхчастную структуру составляли многоколонный зал или галерея для религиозных обрядов, закрытое помещение (притвор) и святилище — главная часть храма, увенчанная высокой башней. Позднее храмовая архитектура развивалась по пути усложнения планировки: к святилищу и колонному залу добавили залы для танцев и приношений. Сложенные на века из прочного камня или кирпича храмы органично вписывались в окружающую природу.
Индийское храмовое зодчество представлено многими выдающимися памятниками, среди которых особое место принадлежит храму Кайласанатха (Шивы) в Эллоре. Это архитектурный шедевр мирового значения, жемчужина индийского зодчества. Хотя храм является наземным сооружением, на самом деле он, подобно статуе, был высечен из сплошной скалы. По величине и мощи его можно было бы сопоставить с греческим Парфеноном (кстати, почти равным ему по площади) или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Роскошное скульптурное убранство храма создаёт впечатление живого организма, вмещающего всё разнообразие окружающего мира. Фигуры львов, слонов, тигров, подобно атлантам и кариатидам, несут на себе храм. Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов, у которых изваяны лишь грудь, передние ноги и голова, а хоботами они берут лежащую перед ними пищу.
Завоевание Индии мусульманами привело к возникновению крупных централизованных государств — Делийского султаната (XIII в.) и империи Великих Моголов (XVI — XIX вв.). В архитектуру всё активнее начинают проникать мусульманские традиции, органично сочетающиеся с национальной самобытностью индийских мастеров.








Ступа. III — II вв. до н. э.
Санчи

Ворота ступы.
III —
II вв. до н. э.
Санчи

Ступа в Санчи.

Пещерные храмы
III в. до н. э.
Аджанта

Чайтья. I в. до н. э.
Карли

Чайтья. 
Аджанта

Пещерные храмы.
Эллор

Храм Кайласанатха. 725 — 755 гг.
Эллор

Храм Кайласанатха.
Эллор

Храм Кайласанатха.


Последнее изменение: Wednesday, 30 August 2017, 19:08