Изобразительное искусство Древней Индии

Индийское изобразительное искусство носило прикладной характер и было взаимосвязано с религиозными вероучениями, народными ремёслами, фольклором и мифологией. Скульптура, фресковые росписи, книжная миниатюра создавались в честь многочисленных божеств.
Индийскую средневековую скульптуру отличают пластическая выразительность, эмоциональность, экспрессия, динамизм. Взгляд зрителя всё время находится в напряжении: сравнивает разномасштабные изображения, следит за развитием сюжетного действия. В круглой скульптуре, рельефах и мелкой пластике обычно преобладают пышные, округлые формы, богатый декор, тщательная проработка деталей. Скульптура является частью внешнего и внутреннего убранства храмов и дворцов, создавая незабываемый эффект «прорастания» из архитектурных форм. С приходом ислама скульптура постепенно начинает уступать место орнаменту.
Значительных высот достигли индийские живописцы, об утончённом мастерстве которых слагали легенды по всему Востоку. Издревле занятия живописью считались необходимыми для каждого человека, поэтому детям прививались определённые навыки художественного творчества. В одном из древнейших трактатов по теории живописного искусства были сформулированы следующие положения: художник должен соблюдать
масштаб и пропорции предметов внешнего мира, достигать выразительности в изображении психологических переживаний и эмоций, передавать красоту и грацию окружающей природы, а главное — воспитывать в людях возвышенные чувства и лучшие качества характера.
Росписи в пещерных храмах Аджанты по праву принадлежат к выдающимся достижениям изобразительного искусства. 29 пещерных храмов, созданных на протяжении II — VII вв., представляют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Высеченные в скалистом береге горной речки, они расположены в уединённом месте, полном суровой красоты. На стенах пещерных храмов предстаёт величественная панорама жизни Индии. Главное место в ней занимают эпизоды из жизни Будды и джайтаки, то есть истории из прежней жизни Великого Учителя.
Мы видим принцев, проводящих время в роскошных дворцовых покоях, торжественные выезды на слонах в сопровождении свиты, приёмы послов, прогулку принцессы под зонтиком, который услужливо держит над ней рабыня. Здесь же запечатлена и жизнь простых людей: крестьян, нищих, отшельников. Эта яркая, пёстрая, шумная жизнь в окружении пышной растительности, экзотических животных, божеств, небесных танцовщиц, певиц (апсар) и музыкантов преисполнена ликованием и радостью бытия.
На стене одной из пещер изображён прекрасный юноша в высокой короне и с голубым цветком лотоса в руке. Это бодхисатва — высшее божество, запечатлённое перед просветлением, нирваной. На его одухотворённом лице читаются мудрость и сострадание к людям. Согласно преданию, бодхисатва, осенённый идеей спасения людей от страданий, отрёкся от всех земных благ и радостей жизни. Он внутренне сосредоточен, отрешён от земных радостей жизни. Кроткие черты его лица передают тихую печаль, гармонию физической и духовной красоты. Вокруг него апсары и божественные певцы, но бодхисатва не замечает их, он погружён в собственные мысли и переживания.
Художники Аджанты использовали коричневую, белую, красную, синюю, зелёную и жёлтую краски. Их богатство — в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже в полумраке краски продолжали светиться, напоминая мраморные скульптурные изваяния. Возможно, в краски добавляли известь, дающую такой поразительный эффект.
Мировую известность получила книжная миниатюра Индии, иллюстрирующая буддийские книги и произведения индийского эпоса «Махабхарату» и «Рамаяну». Следуя лучшим традициям персидской книжной иллюстрации, индийские мастера точно раскрывали сюжеты произведений, развёртывали многофигурные композиции на фоне стилизованного декоративного пейзажа. Создание больших циклов миниатюр требовало участия многих художников. Каждый из них специализировался на изображении определённых элементов: деталей архитектуры, пейзажа, костюмов. Произведения индийских художников-миниатюристов отличаются чёткостью рисунка, богатством оттенков, утончённостью художественного вкуса. Художники писали яичными красками и наносили их очень тонкой кисточкой, а золотые и серебряные краски добавляли в самом конце, используя при этом коготок медведя или тигра. Их работа во многом напоминала искусство ювелиров.





Скульптурные композиции храма.
Аджанта

Скульптура храма.
Аджанта

Роспись храма.
Аджанта

Юноша с цветком лотоса.
Аджанта

Книжная миниатюра Индии.

Последнее изменение: Wednesday, 30 August 2017, 20:38