Архитектура Китая

Китайская цивилизация одна из самых древних на Земле. В своём развитии она прошла огромный временной период, начиная с IV тыс. до н. э. до настоящего времени. Многие выдающиеся художественные достижения Китая относятся к Средневековью, которое здесь продолжалось гораздо дольше, чем в европейских странах (с конца III в. до середины XIX в.). Именно это время совпало с расцветом духовного и культурного подъёма Китая. Полнее и ярче особенности средневекового китайского искусства проявились во время правления могущественных династий Мин (1368 — 1644) и Цин (1644 — 1911). Китайская художественная культура достигла успехов во всех видах искусства.
Секрет необычного впечатления, которое производит китайское зодчество, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место. На вершинах гор, поросших лесом, высятся величественные монастыри, в труднодоступных местах сооружены пещерные храмы и пагоды, по краям проезжих дорог стоят каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцовые комплексы императоров. В целом для китайской архитектуры свойственны монументальность, ясная гармония, спокойствие и величие форм.
По неприступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на 5 тыс. км протянулась Великая Китайская стена. До сих пор поражает её величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой севера Китая. По грандиозности и масштабу сравнить её можно лишь с древними египетскими пирамидами. Образуя причудливые изгибы, светлой полосой она уходит в бесконечную даль.
Возведение Великой Китайской стены началось в IV — III вв. до н. э., а завершилось к XV в. Её основное назначение заключалось в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. Вот почему по её верху проложена дорога шириной 5 — 8 м, по которой могли передвигаться войска. Через каждые 100 — 150 м по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни, с которых передавались световые сигналы в случае приближения противника. Это грандиозное архитектурное сооружение, органично вписанное в природный ландшафт, призвано было олицетворять мощь великой Китайской державы.
Своеобразным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. По грандиозности замысла и величию его воплощения пещерный буддийский монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой 60 м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м и удалены в глубь скалы на 9 — 10 м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды, запечатлённого в состоянии самоуглублённости и покоя. Не случайно один из китайских поэтов сказал, что «сами камни возведены здесь в сан Будды».
Одной из наиболее распространённых построек, восходящей к индийским храмам, стала пагода — мемориальная башня, возведённая в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. Она изумительно вписана в природу и в то же время противостоит холмистой и лесистой местности, где её обычно возводят. Общий вид пагоды удивительно прост, в нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой являются слегка приподнятые кверху заострённые края кровли, что подчёркивает устремлённость здания вверх. (Считалось, что именно такая форма надёжно защищает от злых духов.) Поражают её математически точно выверенные, соразмерные пропорции.
Строгая, почти лишённая украшений 64-метровая пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей) — один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Расположенная на фоне обширной горной гряды, Даяньта торжественно возвышается над окрестностями города Сиань — бывшей столицы Китайского государства. Издалека открывается взору путников её простая и величественная композиция. Семь этажей, отделённых друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды. Вот почему издали она не производит впечатления тяжёлой и массивной. Напротив, благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется лёгкой и изящной. Иллюзию высоты ещё в большей степени создают закруглённые сверху окна, расположенные в центре каждого яруса. В простых и прямых линиях, повторяющихся объёмах пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.
Основной формой жилых и культовых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон (павильон Тэнван), особенность которого — большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, также поддерживающими крышу. Высокая, двух- или четырёхскатная крыша — характерный элемент китайской архитектуры. Подобная крыша не только защищала здание от дождя и снега, но и служила его декоративно-художественным украшением. Скаты крыши имели сложную изогнутую форму, её концы на углах загибались вверх. На коньках крыши и её рёбрах укреплялись керамические фигурки с изображениями фантастических животных и драконов, а позднее к краям кровли стали подвешивать колокольчики, которые мелодично звенели от малейшего дуновения ветра.
Нашествие моголов в XIII — XIV вв. нанесло сокрушительный удар по культуре Китая. Лишь в XV — XVIII вв., когда на смену чужеземцам к власти пришла династия Мин, начали складываться более благоприятные условия для развития архитектуры, занявшей к тому времени лидирующее положение среди других искусств. Тогда были возведены крупные города (Пекин, Нанкин), сооружены замечательные дворцы и храмовые ансамбли. В 1421 г. столица была перенесена из Нанкина в Пекин, где началось грандиозное строительство. Крупнейшим сооружением этого времени стал дворцовый ансамбль в Запретном городе. Старый Пекин был разделён на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город. Во Внутреннем городе жили император и члены его семьи, приближённые. Вся его территория, находящаяся за крепостной стеной, представляла собой чудесный садово-парковый ансамбль с искусственными речушками, каналами, а также расположенными на островах павильонами и беседками. В дворцовый ансамбль входили тронные залы (например, Тайхедянь — зал Высшей Гармонии), парадные покои, театры, отличающиеся нарядностью и торжественностью убранства, благородством и простотой форм. Все постройки были призваны прославлять величие и мощь императора, наделённого безграничной властью, утверждать идею его божественного происхождения.
Замечательным шедевром, ставшим эмблемой Китая, был Храм Неба, построенный вдали от городской суеты во Внешнем городе в 1420 г., а затем неоднократно перестраивавшийся. Дважды в год император покидал свой дворец и отправлялся сюда на богослужение. В яркий солнечный день величественный, открывающийся с горы общий вид на Храм Неба напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают словно летящие, изогнутые кровли крыш.
В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и мифологические представления о многоярусном строении Вселенной. Грандиозный комплекс был посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались Небо и Земля. Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесённый стенами комплекс включает три основные святыни: круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном ансамбле много символичного: квадратная территория дворца обозначает Землю, здания храмов и алтарь, обрамлённые круглой террасой, — Солнце, остроконечные вершины конических крыш — беспрерывный круговорот движения природных стихий.







Великая Китайская стена.
IV в. до н. э — XV в.

Одна из башен Великой Китайской стены.

Пещерный монастырь Юньган

Пещерные гроты Юньган

Пагода Даяньта. 652 — 704 гг.
Сиань

Панорама Запретного города в Пекине.

Летний дворец императора в Запретном городе в Пекине.

Храм Неба. XV — XVI вв.
Пекин

Храм Неба. XV — XVI вв.

Последнее изменение: Wednesday, 30 August 2017, 22:10