Изобразительное искусство Китая

Характерной особенностью китайской скульптуры, всегда пользовавшейся особой популярностью, являлась её теснейшая связь с буддийской религией. Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась именно в буддийских храмах. Здесь можно увидеть свирепых охранителей входа, отталкивающих драконов, буддийских святых — бодисатв, но главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды.
Одной из совершеннейших скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза. Его спокойное, бесстрастное лицо выражает представление о человеческом достоинстве и духовной силе. Огромные нимбы кругами расходятся по стене вокруг головы, подчеркивая возвышенную и божественную красоту Будды. Уродливые и страшные фигуры воинов-охранителей, отпугивающих от него злые силы, контрастируют с классическим благородством его лица и фигуры. Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.
В Древнем Китае, как и в Египте, существовал обычай при захоронении класть в могилу императоров и богатых аристократов всё, что окружало их в земной жизни: слуг, домашних животных, утварь. Так, во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники, пехотинцы и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу. Вероятно, эта многочисленная армия должна была охранять могилу императора от грабителей и защищать его в царстве смерти.
Все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений. Военачальники изображены застывшими в торжественных и напряжённых позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на одно колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске фигур воинов проявилось их строжайшее разграничение по рангам. Здесь также было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей. Построенное в боевом порядке терракотовое войско преданно охраняло покой своего правителя.
Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись. С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В своих работах они передали не только собственные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи и графики.
Китайские художники очень тщательно продумывали формат и композиционное решение произведений. Например, для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, позволявший вместить бесконечный поток зрительных впечатлений. Для гористой местности, поросшей остроконечными верхушками сосен, — вертикальный, дававший возможность передать большое пространство.
Вертикальные свитки из шёлка или бумаги развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки с изображением пейзажей, жанровых сцен и городских видов, порой достигающие нескольких десятков метров, предназначались для неторопливого рассматривания. Медленно разворачивая подобный свиток, зритель как будто читал длинную книгу путешествий. Весь композиционный строй произведения был рассчитан на то, чтобы человек ощутил себя мельчайшей частичкой мироздания.
Картины обычно писали тушью или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями. Художник или цитировал классические стихи, или сам сочинял их. Сближение живописи и поэзии было настолько сильно и органично, что порой трудно провести между ними грань.
В VII — XIII вв. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Традиционно в ней выделяли пейзажный, портретный и историко-бытовой жанры. Особый интерес представляет пейзаж, в котором различают изображения «горы — воды» и «цветы — птицы». Характерно, что китайские художники не столько передавали очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял зрителю возможность самостоятельно исследовать изображённое с разных точек зрения.
Начиная с VIII в., сложились различные манеры письма: тщательная, фиксирующая мельчайшие детали, и свободная, эскизная, имеющая незавершённый характер, предоставляющая возможность зрителю самостоятельно додумать то, что изобразил художник.
Пейзажная живопись Китая не отличается богатством и разнообразием красок. Зачастую она монохромна (одноцветна), но сколько в ней едва уловимых оттенков и сочетаний! Мастерство нюансировки позволяло создавать впечатление воздушной перспективы, отдалённости или приближения предметов, движения и покоя. Художникам блестяще удавалось воссоздать воздушное пространство, окутанное туманными облаками, пронизанное порывистым холодным ветром или залитое яркими солнечными лучами. Ощущение простора создавалось ритмом повторов, туманной дымкой, смягчающей очертания предметов.
Китайский пейзаж никогда не был точной копией какой-либо местности, в нём обобщались многолетние наблюдения над характерными приметами ландшафта. В пейзажах много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса — чистоту, гибкий и полый внутри бамбук — мудрость и противостояние жизненным невзгодам, вечнозелёная сосна — долголетие, цветущая слива мейхуа — благородство и стойкость.
Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (ок. 1020 — 1090). Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы, особым образом влияющей на мир чувств и переживаний человека. Именно в изменчивости, по его мнению, заключается красота и величие природы. Монохромные пейзажи Го Си с тщательно переданными деталями, построенные на сочетании чётких линий и расплывшихся пятен, сыграли существенную роль в развитии традиционной китайской живописи.
Китайские художники искали разные способы изображения природы. Кроме пейзажей «горы — воды» широкое распространение получил жанр «цветы — птицы». Особое место среди растений занимали орхидея, дикая слива мейхуа, бамбук и хризантемы, сопровождаемые поэтичными каллиграфическими надписями. Символом китайской живописи стала мейхуа, розово-белые цветы которой раскрываются, когда повсюду ещё лежит снег. В изображении безмолвной жизни цветов художники избегали ярких красок. Цветы, по их мнению, прекрасны своей слегка поблекшей красотой, приглушёнными тонами.
Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юаня (1190 — 1224) «Утки, скала и мейхуа». Стайка очаровательных уток ныряет в тихой заводи около скалы, в расселинах которой распустились нежные цветы мейхуа. Скупыми живописными средствами художнику удалось передать радостное ощущение весеннего дня и безмятежного покоя. В неприметном и малом он мастерски запечатлел полную очарования жизнь природы.
Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он известен ещё с V в. до н. э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.
Образ поэта Ли Бо воплощён в монохромном портрете художника Лян Кая (XIII в.). «Совершенство стихов» и «свободная мысль» отмечали поэта, особо ценившего простоту и искренность чувств. Портрет Ли Бо — это обобщённый образ-символ, где видимое сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения. На картине он изображён в момент поэтического вдохновения. Это скорее этюд, выполненный в однотонных, пульсирующих ритмических линиях. Ли Бо изображён во весь рост в профиль. Фигура спрятана в длинных складках и широких рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создаётся впечатление, что художник передаёт силуэт единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остаётся незаполненным, поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира.
В конце XVIII — XIX в. средневековая китайская живопись пришла в упадок. Хотя в творчестве некоторых мастеров продолжали развиваться лучшие традиции, но стремление к вычурности, причудливости форм, излишняя перегруженность декоративным орнаментом стали характерными чертами изобразительного искусства.


Монастырь Лунмэнь.

Статуя Будды Вайрочаны.
672 — 676 гг.
Монастырь Лунмэнь

"Терракотовое войско".
Около 221 — 209 гг. до н. э. 
Сиань

Воин из погребального комплекса в провинции Шанси.


Го Си.
Ранняя весна.
Свиток на шелке. Около 1072 г.
Пекин

Живопись Древнего Китая

Ма Юань.
Утки, скала и мейхуа. XIII в.
Пекин

Лян Кай.
Портрет поэта Ли Бо. XIII в.
Токио

Последнее изменение: Wednesday, 30 August 2017, 22:45