Архитектура Японии

Япония — страна древнейшей культуры, истоки которой восходят к VIII тыс. до н. э., но наиболее значительные художественные достижения связывают с эпохой Средневековья, начавшейся в VI — VII вв. и затянувшейся до середины XIX в. Средневековая Япония подарила миру яркое и самобытное национальное искусство, сформированное не без участия китайской и корейской культур. Огромное влияние на него оказали буддизм и чисто японская религия синтоизм, в основе которой лежат обожествление природы и культ предков.
На протяжении веков в Японии возводились архитектурные сооружения в китайском стиле, однако и национальное зодчество сумело сохранить свой характерный облик, который отличает отсутствие китайской усложнённости, вычурности силуэта крыш, множества декоративных деталей. Средневековая японская архитектура по преимуществу была деревянной. В ней чувствовалось стремление к величавой простоте, подчёркивалась органическая связь с окружающей природой. Наиболее распространёнными видами построек были жилые дома, дворцы, монастыри и храмы.
Одним из древнейших архитектурных сооружений Японии является буддийский монастырь Хорюдзи близ города Нара — первой столицы Японского государства. Архитектурный комплекс, созданный в лучших традициях китайской архитектуры, — уникальное явление, это первая из сохранившихся деревянных построек. Особенно примечательны Золотой зал и пагода, составляющие основу монастыря. Золотой зал представляет собой прямоугольное двухэтажное здание, стоящее на каменном основании и поддерживаемое 26 колоннами. Две массивные загнутые черепичные крыши серо-голубого цвета подчёркивают торжественный характер сооружения. Их большой вынос наружу скрывает и затеняет относительно слабые стены здания и защищает здание от частых дождей. Внутреннее пространство храма кажется второстепенным по сравнению с его выразительным внешним видом, хотя оно также отличается праздничностью. Ритмическое движение, созданное изогнутыми крышами и повторённое изгибом окружающих деревьев, связывало в единое целое архитектурный комплекс и окружающую природу.
С VIII в. в Японии начинают возводить величественные буддийские ансамбли, которые до сих пор вызывают восхищение.
Подлинным шедевром японского зодчества стал Золотой павильон в Киото — классический образец изысканной японской архитектуры. Своим названием павильон обязан трёхъярусной кровле со слегка приподнятыми краями, некогда крытой пластинами листового золота. Зодчие тщательно продумали планировку и месторасположение здания. Оно высится на берегу небольшого озера на лёгких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством изогнутых линий, резных стен и узорчатых карнизов. Фоном для него служит пышная вечнозелёная растительность. Стены храма окрашены в золотистый цвет, так что в лучах ослепительного солнца, отражённый в зеркальной глади озера, он представляет собой необычайно красивое зрелище. Внутреннюю структуру сооружения образуют лёгкие раздвижные двери (бумажные ширмы), скользящие по специальным желобкам. Павильон должен был служить увеселительным дворцом императора, поэтому его внутреннее убранство отличается роскошью и богатством. Свитки национальной живописи и иероглифической каллиграфии украшают золотистые стены в залах поэзии и музыки, расположенных на втором этаже. На третьем, верхнем, этаже здания совершались ритуальные обряды и проходили религиозные службы.
В Японии XVI в. заметно изменились художественные вкусы и понятия, что было связано с расширением международных связей, в том числе и с европейскими государствами. В искусстве возросло стремление к многокрасочности, зрелищности и праздничности. В период междоусобных войн и борьбы за объединение страны стали возводиться оборонительные сооружения. Уже не храмы и монастыри играли ведущую роль в архитектуре, а небывалые по величине и парадности замки, окружённые несколькими кольцами мощных оборонительных стен циклопической кладки. Обычно замки возводили на горе или в излучинах рек, чтобы была возможность контролировать большие территории. Их обязательной принадлежностью были широкие, окружавшие замок со всех сторон глубокие рвы, наполненные водой. Архитектурный облик замка венчала возносящаяся к небу башня, состоящая из нескольких ярусов, постепенно уменьшающихся кверху. Она должна была демонстрировать силу и могущество владельца.
Одним из самых живописных замков того времени является замок Химэдзи близ города Кобе. Белоснежные башни и стены, поднимающиеся над мощной каменной кладкой, дали ему второе название — Замок Белой цапли. Его многоярусные изогнутые крыши, плавно уменьшающиеся кверху, действительно напоминают свободно парящую в небе птицу. Замок Химэдзи — огромный и сложный комплекс архитектурных сооружений с множеством лабиринтов, тайных переходов и построек внутри стен. Более десяти ворот разнообразной конструкции надо было пройти, чтобы попасть к центральной башне — главной цитадели замка.
Впоследствии, лишившись оборонительного значения, замки превратились в парадные дворцовые сооружения.


Монастырь Хорюдзи. 607 г.
Нара

Монастырь Хорюдзи. 607 г.
Нара

Монастырь Хорюдзи.
Золотой зал



Золотой павильон. Конец XIV в.
Киото

Золотой павильон.
Киото.

Замок Химэдзи.
1601 — 1609 гг.
Кобе

Замок Белой цапли.
Кобе.

Последнее изменение: Thursday, 31 August 2017, 12:41