Садово-парковое искусство Японии

Кажется, сама природа позаботилась о том, чтобы превратить японскую землю в один цветущий сад. Скалистые горы и покрытые лесом холмы, водопады и песчаные отмели, озёра и реки, уникальная растительность погружают в мир фантазии, рождают творческое вдохновение.
Самые первые сады стали создавать ещё в VI — VII вв. по китайским и корейским образцам при императорских дворцах. Как национальное явление, ставшее неотъемлемой частью культуры, японский сад сформировался в X — XII вв. Наивысшего расцвета садово-парковое искусство Японии достигает в XIV — XVI вв. К этому времени определяются каноны создания парков и садов, складывается основной пейзажный стиль, доведённый до филигранного совершенства.
История развития садово-паркового искусства Японии отражает особенности религиозных верований, оно проникнуто духом философского отношения к природе. Основные принципы его формирования определяют концепции двух религий: синтоизма («путь богов») и буддизма. Согласно синтоистской религии божество нельзя увидеть, его можно ощутить через созерцание, переживание красоты природы, ритма её жизни. Совершенствование духа через созерцание красоты является главной целью создания садов.
Буддийское учение дзэн, основанное на интуитивном познании мира и отрицающее его рациональное постижение, послужило основой для формирования двух важнейших эстетических идей, опирающихся на взаимодействие положительных (Ян) и отрицательных (Инь) энергий. Соблюдением равновесия Инь — Ян (единства противоположностей) достигается гармония мира, проявляющаяся в ритмичном чередовании плоскостей и растительных масс, сочетании плавной береговой линии водоёма и островерхих холмов, крупных и мелких листьев, большого и малого.
В Японии сформировалась особая типология сада. По функциональным признакам различают дворцовые, храмовые, сады чайной церемонии, миниатюрные сады у жилых домов. По характеру рельефа — плоские (философские) и холмистые сады-картины, когда каждая отдельная его композиция является завершённым самостоятельным элементом.
Камни всегда являлись объектами священного поклонения, вестниками вечного, навевающими думы о прошлом. В сознании человека они рождали ощущение постоянства, первоосновы Вселенной. Вот почему им отводилась ведущая роль в передаче сущности мироздания. Задача художника состояла в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти более точное их соотношение, организовать пластическое пространство сада. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре; в них ценили игру цвета, узоры, прожилки на поверхности, наличие пустот, способность издавать звук при ударе. Искусство их расстановки считалось главным в работе создателя сада. В групповых композициях избегали однообразия и повторяемости, а потому не использовали камни одинакового размера,  их количество было нечётным (3, 5, 7). Правильно расположить камни — это значит внести в пространство сада круговорот энергии, воплотить идею мира в миниатюре.
В знаменитом саду камней в монастыре Рёандзи в Киото («сухой сад») нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни единого цветка. В нём нет ничего, что изменяется, подвергается воздействию времени. Всё здесь создаёт атмосферу философского самоуглубления, сосредоточивает человека на главном — на переживании пространства. Но эта внешняя статичность на самом деле изменчива и условна. Сад меняется каждое мгновение, он неповторим в разное время суток и года.
Пятнадцать тёмных крупных камней горного происхождения и светлый мелкий гравий — вот основные составляющие этого необычного сада. Камни окружены тёмно-зелёным мхом и расположены группами по 2, 3 и 5 на небольшой прямоугольной площадке. Интересно, что с любой точки можно увидеть лишь четырнадцать камней, что привносит в восприятие элемент загадочности, наглядно воплощает идею непознаваемости мира. Камни, поросшие мхом, окружает мелкий гравий с проведёнными по нему бороздами, символизирующими морскую стихию, волны и океан. Сад Рёандзи — это воплощение философской идеи строения мира, универсальная модель Вселенной.
Богата и неисчерпаема символика японского сада, в которой воплощён основной принцип его создания — подражая природе и учась у неё, в малом создавай большое. За каждым элементом сада и его тонко продуманной композицией обязательно скрывается глубокий смысл, символизирующий важное отличительное качество. Главное в нём — не количество высаженных растений или архитектурных элементов, а то, какую именно смысловую нагрузку они будут нести, как будут воздействовать на человека и раскрывать его основную идею.
Компоновка наиболее популярных растений (сосны, вишни, сливы, хризантемы, орхидеи, бамбук) строго канонизирована, определяется по их смыслу и декоративным признакам. Вечнозелёная сосна является воплощением долголетия, бамбук — стойкости и упорства человека. С помощью растений можно подчеркнуть смену времён года (весна ассоциируется с цветением плодовых, осень — с окраской листьев, зима — с рисунком обнажённых ветвей). Незавершённость, загадочность в передаче образа, метафорическая символика призваны активизировать зрительное и душевное восприятие сада человеком.
Искусство пребывания в японском саду напрямую связано с умением «читать» и понимать его глубокий философский смысл. При этом совсем необязательно долго ходить по саду. Он не должен раскрываться обзору весь и сразу: самые интересные элементы и картины возникают перед вами внезапно, рождая в душе ощущение от неожиданной встречи с прекрасным.








Сад с композициями камней.
Киото

Сад с композициями камней.

Восточный сад.

Сад камней в
монастыре Реандзи.
XV—  XVI вв.
Киото

Сад камней в
монастыре Реандзи.

Монастырский сад мхов.
Начало XIV вв.
Киото

Последнее изменение: Thursday, 31 August 2017, 12:46