Изобразительное искусство Японии

Одним из самых знаменитых видов японского изобразительного искусства конца XVII — первой половины XIX в. была цветная гравюра на дереве. Главным направлением развития гравюры стало укиё-э — «искусство быстротекущего мира».
Действительно, в лучших творениях японских художников запечатлено сиюминутное впечатление, едва заметная смена чувств и эмоций в жизни природы и человека.
Первоначально техника гравюры была монохромной, поэтому гравюра печаталась с одной доски. Затем появилась гравюра в цвете, требовавшая несколько досок для одного листа. Художников-мастеров было очень много, и каждый из них работал в своём любимом жанре. Одни воспроизводили сцены из популярных спектаклей театра кабуки, другие создавали портреты любимых актёров и знаменитых граждан, третьи пробовали себя в пейзаже. Но был среди них один, посвятивший себя редкому жанру «бидзинга» — изображению красавиц. Его имя — Китагава Утамаро (1753 — 1806). В своих произведениях ему удалось создать особый тип женской красоты. Его творчество во многом определило понимание классической японской красоты. Им были созданы поэтические образы красавиц в национальных одеждах — кимоно, со сложными причёсками, удлинённым овалом лица, маленьким ртом и узкими глазами. Их портреты обычно дополняют какие-то детали: зеркальце, веер, письмо.
«Огия Касен» — так называется одна из самых известных гравюр художника, на которой он запечатлел молодую женщину в раздумье. Её лицо кажется грустным и печальным. Прелестная Огия Касен облокотилась на правую руку, в которой держит кисточку, в левой руке — лист бумаги, приготовленный для письма. Сколько сдержанности, деликатности и такта в её задумчивой позе, наклоне головы, непроизвольном жесте рук, изысканном колорите! Лицо женщины почти ничего не выражает, её образ условен, но как о многом он говорит зрителю! Художнику удаётся самыми скупыми средствами графики добиться подлинной выразительности. Свой замысел он подчиняет созданию идеального образа женской красоты: нежный овал лица, высокий открытый лоб, бархатистые густые брови, линия которых повторяет линию глаз, губы, похожие на два розовых лепестка, изящные, тонкие пальцы и запястья рук, изысканность сложной причёски... Огия Касен не просто красива, её красота возвышенная, утончённая, всё в ней гармонично прекрасно.
Талантливым последователем Утамаро в искусстве цветной гравюры был художник, поэт и философ Кацусика Хокусай (1760 — 1849). Вершиной его творчества стала серия картин «36 видов Фудзи», созданная им на склоне лет. Подлинный шедевр этой серии — гравюра «Фудзи у Канагава. Волна», в которой художнику удалось запечатлеть величественное мгновение, красоту вечного движения в природе. У подножия Фудзи разбушевалась морская стихия. Огромная волна, поднявшаяся стеной, угрожающе нависла над двумя маленькими рыбацкими судёнышками. Пенистый, кудрявый гребень взметнувшейся волны вот-вот обрушится вниз и рассыплется тысячами звёздочек-капель. Неподвижная, строгая, белоснежная вершина Фудзи противопоставлена непрекращающемуся движению воды. Да, действительно, в мире существует нечто незыблемое, прочное, над чем не властно время, что будет стоять вечно.
Достойным преемником великих мастеров стал Андо Хиросигэ (1787/1797 — 1858), виртуозно передававший зыбкие, едва уловимые состояния природы. Потрясающе замечательны в его произведениях изображения снега, тумана и дождя. Наибольшую славу ему принесла серия «53 станции Токайдо», запечатлевшая скромное обаяние японской провинции. Хиросигэ принадлежит известная серия «100 видов Эдо» (старое название города Токио).
В Европе японская гравюра стала популярна в конце XIX в. Огромное влияние она оказала на импрессионизм, постимпрессионизм и модерн.
Скульптура — самый древний вид изобразительного искусства Японии, первые образцы которого восходят к III — V вв. Она представлена ве-личественными, монументальными статуями Будды, персонажами буддийского пантеона, а также произведениями мелкой пластики из дерева, камня, бронзы и глины. В XII — XIII вв. в японской скульптуре наметились новые тенденции, которые привели к появлению уникальной миниатюрной скульптуры нэцке, известной сегодня во всём мире. С помощью нэцке к поясу традиционной японской одежды кимоно, не имеющей карманов, прикреплялись кошельки, кисеты, коробочки для парфюмерии или лекарств. Искусство нэцке, как и искусство резьбы театральных масок, — наиболее характерное традиционное явление японской культуры.
Нэцке — это полные экспрессии стилизованные изображения людей, животных, птиц, цветов, растений, отдельных предметов, небольших плоских коробочек, искусно украшенных узорной резьбой. В них запечатлены неустрашимые полководцы, всадники на боевых конях, герои популярных сказок и народных преданий, люди творчества — поэты и музыканты, простые крестьяне и светские красавицы. Нэцке можно рас-сматривать в любом ракурсе, открывая новые грани характера персонажа и богатство цветовых сочетаний.


Художественная культура
Японии

К. Утамаро
Огия Касен
1794 — 1795 гг.

К. Хокусай
Фудзи у Канагава. Волна
1823 — 1829 гг.

А. Хиросигэ
Ливень у моста Охаси
1856 — 1858 гг.

Нэцке.
Чжункуй и демон.
Кон. XVIII — нач. XIX вв.
Япония

Последнее изменение: Thursday, 31 August 2017, 13:04