Архитектура исламских стран

В истории мировой архитектуры творениям средневековых зодчих исламских стран отводится не менее почётное место, чем прославленным достижениям архитекторов христианской Европы или буддийской Азии. Мусульманское зодчество, унаследовавшее многие достижения древних цивилизаций (из Месопотамии — кирпичную кладку и обливные изразцы, из Египта — колонные залы, из Византии — искусство мраморной облицовки и мозаику), представляет собой уникальное явление. Арабскими архитекторами были разработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, роскошные дворцы и караван-сараи, крытые рынки.
Самым ранним сооружением мусульманского зодчества была мечеть (араб, «место для совершения земных поклонов»), воплощающая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят публичные проповеди и преподают религиозные науки. Самая первая мечеть в городе Медине была построена ещё при жизни пророка Мухаммада, второй мечетью стал бывший храм Кааба в Мекке. Именно сюда мусульмане совершают главное в жизни паломничество — хадж.
Несмотря на различия стилей, при возведении каждой мечети строго следовали архитектурному канону. Первоначально мечеть представляла собой прямоугольный двор или зал, окружённый арочными галереями. В центре двора располагался водоём, предназначенный для омовения перед молитвой. Из двора верующие попадали в многостолпный молитвенный зал, в обращённой к Мекке (священному городу мусульман) стене которого помещался один или несколько михрабов (алтарных ниш). С завоеванием восточно-христианского мира в качестве молитвенного зала зачастую использовались христианские базилики и крестово-купольные храмы. Отсюда наиболее распространённые типы мечетей — колонная и купольная. Внутри мечети нет никаких изображений — только изречения из Корана и кафедра проповедника — минбар, где лежит священный Коран. Главный фасад сооружения оформлялся айваном — арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха.
Соборная мечеть Омейядов в Кордове (Испания) — один из лучших образцов мусульманского зодчества. Она представляет собой колоссальный зал с 600 колоннами, образующими 19 нефов. Посетитель, вошедший под её своды, не в силах охватить взглядом всё пространство. Колонны из разноцветного мрамора, яшмы и порфира не имеют базы (основания), поэтому создаётся впечатление, что они вырастают прямо из пола. Лес колонн, напоминающих стволы деревьев, освещается мерцанием тысячи висящих серебряных лампад. Интерьер мечети рождает чувство бесконечности пространства, вызывает мысли о необъятности Вселенной.
В медресе — школе при мечети, семинарии — галереи двора делятся на мелкие помещения — худжры, в которых живут семинаристы. Медресе Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) по праву считается жемчужиной архитектуры Средней Азии. Фасад здания, выходящий на площадь Регистан, украшает грандиозный портал. Открытая ниша и двери в ней обозначают путь в глубину, а высокая стена фасада заставляет входящего остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе с возвышающимися стройными минаретами скрадывает непроницаемость и тяжесть стен, придавая им лёгкость и нарядность.
С конца VIII в. характерным сооружением мусульманской архитектуры стали минареты (араб, «маяк») — стройные башни, с верхней площадки которых муэдзин (священник) пять раз в день созывал верующих на молитву. Чаще встречаются устремлённые ввысь круглые, квадратные, многогранные и многоярусные минареты, реже — спиралевидной формы. Вначале минарет выполнял роль сторожевой или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. Мечеть могла иметь несколько минаретов, но не более восьми (столько их в священной Мекке).
Среди безмолвной, испепелённой солнцем и пронизанной ветрами пустыни устремляется к небу минарет аль-Мальвия (Сирия). Гигантское сооружение достигает 50 м в высоту и уже издалека открывается взору путников. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усечённый конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъём к верхнему пандусу становится всё более крутым.
Жемчужиной светской архитектуры по праву считается дворец Альгамбра в Гранаде (Южная Испания). Этот роскошный дворец относят к мавританскому стилю (маврами называли арабов, завоевателей Испании). Он расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена красного цвета (отсюда название: «аль-Хамра» — по-арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Причудливые и утончённые формы мавританской архитектуры поражают богатством и роскошью интерьеров.
Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них — Миртовый и Львиный — представляют собой замечательный пример соединения дворцовой архитектуры и садово-паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоёма, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженых миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами в глубоких нишах, лёгкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь, среди гармонии и покоя, в торжественной обстановке принимали послов.
По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик. Прямоугольный сад разбит на четыре равные части, на их пересечении стоит фонтан, чашу которого поддерживают 12 скульптур львов. Четыре апельсиновых дерева, посаженных по краям, обозначают форму сада. Вдоль двора идёт галерея. 124 изящные тонкие колонны поддерживают резную каменную аркаду. Со всех сторон к Львиному дворику примыкают залы, павильоны, увенчанные куполами. Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой.
С XII в. ислам распространился на территории северной и центральной части полуострова Индостан. Выдающимся памятником архитектуры этого периода, восхищавшим многие поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой 20 м обрамлён каллиграфическим орнаментом, инкрустированным чёрным сланцем по белому мрамору. По мере удаления зрителя от мавзолея надписи увеличиваются таким образом, что кажутся одинаковыми и на уровне человеческого роста. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремлённым ввысь золоченым девятиметровым шпилем.
Он так изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне». Со всех сторон купол обрамлён башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трёхъярусных минарета, также увенчанных башенными павильонами с куполами. Белоснежный мраморный мавзолей расположен на берегу реки в большом кипарисовом парке с водоёмом, каналами и фонтанами. Он служит усыпальницей Шах-Джахана и его любимой жены Мумтаз-Махал.
Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесённое шёпотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд.


Мечеть Пророка
Аль-Масджид ан-Набави.
Медина

Соборная мечеть Омейядов.
VIII — IX вв.
Кордова

Медресе Шир-Дор.
XVII в.
Самарканд

Купол медресе Шир-Дор.

Площадь Регистан.
Самарканд

Минарет аль-Мальвия.
Середина IX в.
Самарра

Дворец Альгамбра.
XIIIXIV вв.
Гранада

Альгамбра.

Львиный дворик
во дворце Альгамбра.
1377 г.

Мавзолей Тадж-Махал.
1630 — 1652 гг.
Агра

Тадж Махал.
Агра

Последнее изменение: Thursday, 31 August 2017, 14:34