Джотто — "лучший в мире живописец"

На смену Средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса (фр. Renaissance — открытие, возрождение). В художественной культуре итальянского Возрождения различают следующие периоды: Проторенессанс, или Предвозрождение (вторая половина XIII — XIV в.), Раннее Возрождение (кватроченто, XV в.), Высокое Возрождение (чинквеченто, конец XV — начало XVI в.), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.).
Главная отличительная черта эпохи Возрождения — это огромный интерес к человеческой личности, её безграничным творческим возможностям. В основе культуры Возрождения лежат идеи гуманизма, провозгласившие высшей ценностью человека и его общественное благо.
В переходное время Проторенессанса был подготовлен будущий взлёт искусства, зародился неподдельный интерес к Античности, возникло восприятие человека как сознательной и мыслящей личности.
Религиозное сознание по-прежнему определяло особенности художественного творчества, но это было уже иное осмысление христианской истории, наполненное новым содержанием. В живописи Проторенессанса на смену плоскостным изображениям приходят пространственность и пластичность форм.
Джотто — "лучший в мире живописец". Так современники называли Джотто (1266/1267? — 1337) — величайшего мастера Проторенессанса, предтечу Возрождения. Характерной особенностью его таланта стал реалистический взгляд на мир, следование самой природе. Боккаччо писал, что, «когда люди смотрели на творения Джотто, им изменяло зрение, и они принимали живопись за действительность». Известно, что, ещё работая в мастерской своего учителя художника Чимабуэ, он однажды нарисовал муху на носу святого, да так правдоподобно, что вернувшийся домой учитель стал сгонять её, приняв за настоящую.
Джотто действительно показывал мир таким, каков он есть на самом деле, каким видел его каждый человек. Новаторство его творческой манеры определили принципиально иная пластика, ритм линий, объединяющие в единое композиционное целое все объёмы и фигуры. Художественными открытиями Джотто стали новые принципы построения пространства, изображение интерьера, пейзажа и особенно внутреннего мира героев.
Фрески в капелле дель Арена в Падуе посвящены жизни Христа, Марии и её родителей. Художнику удалось передать благородство и стойкость человеческого духа, целомудрие и материнскую нежность, ужас предательства и измены. Люди приходили в капеллу и узнавали в исторических фресках Джотто свою собственную жизнь, черты близких им людей. Красочная цветовая гамма фресок создавала праздничную, торжественную атмосферу, повторяя разнообразие природных красок.
Среди лучших творений художника фреска «Оплакивание Христа», рассказывающая об одном из самых драматических событий Священной истории. Скорбь, доходящая до высших пределов человеческого отчаяния, здесь сочетается со смирением и надеждой. На земле лежит тело умершего Христа, к нему нежно склонилась Мария. Черты её лица искажены горем. Неестественно удлинённый разрез глаз, бережный жест ласковых рук подчёркивают безысходность свершившейся трагедии. В скорбном молчании склонили головы ученики Христа, едва сдерживают рыдания жёны-мироносицы.
Кругом безмолвно и пустынно. Уступ голой скалы, разрезающей пространство, как будто отделяет этих людей от остального мира. Дерево с облетевшими листьями, синяя непроницаемая пелена небес — всё растворилось в безутешной скорби. По горестным позам двух женщин, сидящих спиной к зрителю, легко можно угадать, какие чувства испытывает каждая из них. Вертикальные линии ниспадающих одеяний подчёркивают жесты присутствующих и усиливают общее впечатление глубокого горя. В самом центре фрески запечатлён апостол Иоанн, жестом распахнутых рук соединяющий скорбь на Земле и на небесах. Беспорядочное движение встревоженных ангелов, напоминающих испуганных птиц, усиливает драматизм происходящего. Интенсивный голубой цвет неба оттеняет нежные тона одежд людей, оплакивающих Христа. Оттенки жёлтого, белого, розового, голубого и лилового выразительно подчёркивают индивидуальность каждого из персонажей.
Но не только в живописи прославлено имя Джотто. Время сохранило и его скульптурные работы. А главную площадь Синьории во Флоренции по-прежнему украшает Кампанила (колокольня), построенная по его оригинальному проекту. Творения Джотто пережили века, а многие достижения искусства поздних эпох своими корнями уходят к его открытиям. Живописец и архитектор, скульптор, философ и поэт, он действительно был «мастером семи свободных искусств».


Капелла дель Арена.
 Падуя

Капелла дель Арена.
 Падуя

Проторенессанс.

Джотто.
Оплакивание Христа.
Фреска. 1304 — 1306 гг.
Капелла дель Арена, Падуя

Кампанила Джотто.

Последнее изменение: Thursday, 31 August 2017, 18:18