В мире образов Боттичелли

С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445 — 1510), работавшего рядом с другими величайшими мастерами итальянского Возрождения. Он родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Их дом стоял рядом с церковью Санта-Мария Новелла, и Сандро часто приходил туда и подолгу рассматривал фрески Мазаччо. Он любил бродить по улицам Флоренции, внимательно изучая прекрасные статуи Донателло, парадные фасады соборов и дворцов. Мечтая об искусстве живописи, он постигал душу родного города...
Свой путь в искусстве Боттичелли начинал с сюжетов Священного Писания. Картина «Поклонение волхвов», выполненная по заказу церкви Санта-Мария Новелла, принесла известность и славу начинающему художнику. Впоследствии он не раз обращался к библейским сюжетам и образам, в которых находил идеалы для подражания и черпал вдохновение.
Одно из лучших творений Боттичелли — картина «Благовещение». Она была заказана в качестве алтарного образа для капеллы одной из церквей Флоренции. Сквозь раздвинутые створки окна небесный посланник архангел Гавриил проникает в комнату Девы Марии. Чудесные крылья продолжают трепетать, ещё не успев сложиться, но сам он уже что-то пылко говорит ей. Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством. В то же время её хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику. Смиренное выражение лица, покорно склонённая голова красноречиво свидетельствуют о согласии принять Благую весть.
В картине поражают динамичность композиции, богатство и звучность колорита. Вихреобразное, стремительное движение достигается с помощью резких драпировок одежды, чётких контуров персонажей. Ярко-красный цвет пола, одежды небесного посланника и Марии контрастен голубовато-безмятежному пейзажу и холодным, серым тонам оконного проёма. Подобная цветовая гамма была призвана подчеркнуть высокую одухотворённость происходящего, усилить драматическую экспрессию произведения.
Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли — картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). В этом, по словам историка искусства Б. Р. Виппера, «застывшем орнаменте отчаяния и скорби» Боттичелли предстаёт уже зрелым мастером. Главный мотив, объединяющий композицию, — сострадание, охватившее свидетелей казни Христа. Буквально на всём, что запечатлел здесь художник, лежит отпечаток безысходного отчаяния, крик человеческой души. В стремительных ритмах линий, в намеренной вертикальной вытянутости композиции подчёркнуто смятение каждой фигуры. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Мертвенный оттенок его кожи и мучительный изгиб на складках траурного плаща потерявшей сознание Марии особенно выразительны и драматичны. Сколько человеческой боли и нежности в склонившейся к ногам мёртвого Христа Марии Магдалине! Полон глубоких душевных переживаний жест Иосифа Аримафей ского с терновым венцом и гвоздями от распятия в руках.
Контрасты красного и чёрного цветов особенно эмоциональны и созвучны переживаниям участников трагедии. В красном цвете символически выражена вся сила отчаяния, в чёрном — безнадёжность и глубина страдания. Глухая каменная стена с чёрным проёмом ещё больше усиливает могильный мрак и холод смерти.
В историю мировой живописи Боттичелли вошёл и как блестящий мастер портрета, запечатлевший облик своих современников. Лучшие произведения этого жанра — «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины» (предположительно Симонетты Веспуччи). «Портрет мужчины» с медалью с профилем Козимо Медичи — одна из самых совершенных работ Боттичелли. Художник отказывается от принятого в эпоху Раннего Возрождения профильного погрудного портрета на нейтральном фоне. Спокойный пейзаж за спиной мужчины созвучен образу, он придаёт ему особую значительность и величие. Природа как будто вторит чувствам и настроениям человека. Изрезанные берега отдалённой реки чётко повторяют очертания фигуры портретируемого.
Несомненно, главную задачу художник видел в изображении духовной жизни человека, его глубокой психологической характеристике. Красивое выразительное лицо молодого человека обращено к зрителю. Оно привлекает богатством внутренней жизни, аристократически сдержанным спокойствием и эмоциональной напряжённостью. Сосредоточенный, гордый и твёрдый взгляд, обращённый к зрителю, свидетельствует о решительном и волевом характере. Впервые столько внимания уделено изображению гибких и сильных рук, сжимающих медаль с профилем Козимо Медичи. Это своеобразная сюжетная кульминация портрета, её главный смысловой центр. Портрет строится на светотеневых контрастах. Лицо юноши оттенено густой шапкой тёмных вьющихся волос, которые, в свою очередь, обрамляет нежный светлый фон реки и неба.



С. Боттичелли.
Благовещение. 1489 — 1490 гг.
Флоренция

Сандро Боттичелли.

С. Боттичелли.
Пьета. Около 1500 г.
Милан

С. Боттичелли.
Портрет мужчины. 1473 — 1474 гг.
Флоренция

Последнее изменение: Thursday, 31 August 2017, 20:10