Флорентийское чудо Брунеллески

«Цветком Тосканы» и «зеркалом Италии» называли Флоренцию — город, по праву носящий титул родины итальянского Возрождения.
В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» — Риму. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Этот жизнеутверждающий идеал свободы найдёт своё отражение во многих произведениях искусства, ставшего частью общественной жизни Флоренции. Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами». 
Закат Флоренции оказался трагичен. Кострами инквизиции он был отмечен на площадях города. Здесь сжигали книги Данте и Петрарки, «непристойные» картины, скульптуры, гравюры и рисунки известных мастеров.  В XVI в. Флоренция уступает свою роль Риму, но остаётся одним из крупнейших городов Италии — «культурной провинцией», по праву гордящейся богатым прошлым.
Символ Флоренции — собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 — 1470). В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м! Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31,5 м). В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия. Сложность заключалась не только в величине пролёта, но и в относительно небольшой толщине стен барабана, которые вряд ли могли выдержать тяжесть купола вместе со строительными лесами. Тогда было принято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашённые из разных городов и стран. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 — 1446). Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором.
Существует легенда, согласно которой от Брунеллески потребовали, чтобы он раскрыл свои технические секреты. Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске, и возводит купол». Многие мастера безуспешно пытались сделать это. Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. Так он получил заказ на его возведение. Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать.
Современники рассказывали, что Брунеллески не раз ездил в Рим, обмерял руины античных храмов и дворцов, делал зарисовки сохранившихся фрагментов зданий. Не стремясь их копировать, он продолжал искать новые архитектурные решения, отвечавшие потребностям Флоренции XV в.
Сооружение купола было начато в 1420 г., а к 1426 г. была возведена одна треть его общей высоты. Брунеллески лично следил за ходом выполняемых работ.
При сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил совершенно новую конструкцию: он сделал купол из двух оболочек без возведения строительных лесов. Внутренняя опиралась на мощные столбы, обозначающие подкупольное пространство, а внешняя поддерживалась восемью несущими рёбрами, сходящимися к фонарю с шатровым завершением.
Храм был освящён папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось. Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя ещё семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436 — 1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Таким образом, полвека потребовалось на завершение работ по строительству этого величественного храма Флоренции, до сих пор остающегося визитной карточкой города.
Филиппо Брунеллески принадлежит также сооружение Воспитательного дома, в котором проявились лучшие традиции античного искусства. Брунеллески применил много новых приёмов при создании его архитектурного облика. В отличие от готических зданий, он вытянул дом по горизонтали и подчеркнул его протяжённость карнизами первого и второго этажей. Известный с давних времён портик с колоннами он растянул вдоль всего фасада, превратив в воздушную, почти невесомую аркаду. В треугольные пространства между арками и карнизом первого этажа он вставил круглые медальоны с изображениями младенцев. Сияя на солнце ярко-синими, белыми, жёлтыми, зелёными и коричневыми тонами, они придавали зданию нарядность и праздничность. Чётко рассчитанная симметричность здания, логичное соотношение горизонталей и вертикалей, гармония и согласованность всех частей и деталей рождали чувство торжественности и величия. А ещё через два года Филиппо Брунеллески получит заказ на возведение церкви Сан-Лоренцо, которая станет ещё одним его гениальным творением.
Большой вклад в развитие архитектуры внёс Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472) — блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. Изучая различия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий. В его творчестве античное наследие получило новую трактовку и яркую пластическую выразительность. Величайшими созданиями архитектора стали церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции.



Флоренция.
Общий вид города. XV в.
Копия карты делла Катена.



Собор Санта-Мария дель Фьоре.
Флоренция

Брунеллески.
Купол собора во Флоренции.


Брунеллески.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре

Брунеллески.
Воспитательный дом.
1419 — 1444 гг.

Л. Б. Альберти.
Церковь Санта-Мария Новелла. 1470 г.

Л. Б. Альберти.
Палаццо Ручеллаи.
1446 — 1451 гг.




Последнее изменение: Thursday, 31 August 2017, 20:42