Архитектура Северного Возрождения

Под термином «Северное Возрождение» (XV — XVI вв.) принято понимать художественную культуру европейских стран, расположенных к северу от Италии, главным образом Нидерландов, Германии, Франции и Англии. Использование этого термина очень условно, так как в каждой из этих стран Возрождение имело разные временные рамки и особый национальный характер.
Архитектура Возрождения пришла в Северную Европу в начале XVI в., почти на 100 лет позже, чем в Италию. Одним из крупнейших центров новой архитектурной застройки стала Франция, в полной мере ощутившая влияние итальянского Возрождения. Характерную особенность её архитектуры составило сочетание готических и ренессансных приёмов.
Французское Возрождение справедливо связывают с долиной реки Луары — местом грандиозного строительства дворцов и замков для короля и высшей знати. Наиболее значительные среди них — замок-дворец в Амбуазе, замок в Блуа, романтический охотничий замок Шамбор французского короля Франциска I (1494 — 1547).
На долгие годы (с 1160 по 1870 г.) загородной резиденцией французских королей стал замок Фонтенбло — подлинный шедевр Раннего Возрождения. Величественный ансамбль был возведён среди обширных лесов Иль-де-Франс, излюбленного места охоты, вблизи «прекрасного источника» (Fontaine-Belle-Eau). Строившийся на протяжении столетий на месте более раннего дворца-крепости и постоянно менявший свой облик, он отвечал самым изысканным требованиям высшей знати и быстро менявшимся вкусам эпохи. В его создании принимали участие знаменитые зодчие, скульпторы, живописцы и мастера садово-паркового искусства.
Главное очарование замка составляют многообразие архитектурных решений, сочетание элементов готики и классической ордерной системы, отсутствие регулярной планировки. В нём более чем где-либо ощущается дыхание исторического прошлого. Наполеон Бонапарт, также предпочитавший жить именно здесь, называл его «домом столетий, истинным жилищем королей».
По распоряжению Франциска I в 1528 г. архитектор Жиль Лебретон реконструировал средневековые постройки и возвёл новые корпуса. Главный фасад выходил на парадный двор Белой лошади, названный так по стоявшей в центре скульптуре. Новый замок, сохранивший асимметрию плана, в то же время обрёл гармоничную пропорциональность, стройность и элегантность. Крутые подъёмы крыш, высокие каминные трубы, чердачные окна придавали замку особую живописность. Дворцовые помещения сгруппировали вокруг трёх главных внутренних дворов (Овального, Белой лошади и Фонтанного), куда были выведены оригинальные подковообразные наружные лестничные площадки.
Роскошную отделку парадных залов резными панелями, декоративными фризами, фресками, рельефами осуществляли приглашённые к королевскому двору итальянские мастера-маньеристы Джованни Россо (1494 — 1540) и Франческо Приматиччо (ок. 1504 — 1570), положившие начало французской школе Фонтенбло. Выдающимся творением Россо стала галерея Франциска I — длинный коридор, перекрытый кессонированным потолком и облицованный панелями из орехового дерева с множеством золочёных элементов. Между окон, которые первоначально освещали галерею с двух сторон, были размещены фрески на мифологические и аллегорические сюжеты, прославляющие добродетели короля. Знаменитая галерея была первой в числе подобных, её пример позднее широко использовался не только во Франции, но и в других странах мира.
Подлинным украшением Фонтенбло стал садово-парковый комплекс площадью около 100 га, созданный известным ландшафтным архитектором Андре Ленотром.
Иным путём в архитектуре пошли Нидерланды, Бельгия и Германия, где итальянское Возрождение сказалось меньше. Здесь возводились преимущественно общественные сооружения: дома цеховых ремесленников, биржи, рынки и ратуши. Нидерланды — классическая страна ратуш, которые в те времена являлись местом собраний городского совета. В них размещались парадный зал для официальных церемоний, муниципальная канцелярия, архив, казначейство и городской суд.
Крупнейшим зданием, построенным в традициях Северного Возрождения, стала знаменитая ратуша в Антверпене. Очень большая по размерам, она вытянута вдоль одной из сторон главной площади города. Здание ратуши чётко разделено на три этажа. Стены первого из них оформлены арками, два последующих — большими прямоугольными окнами, в узких простенках которых расположены пилястры классических ордеров. Массивная кровля, отступающая от стен, как будто парит над всем зданием, которое венчает высокий фронтон с двумя обелисками по бокам.
Ратуша на главной площади Брюсселя представляет собой иной тип гражданской постройки. Три очень высоких её этажа увенчаны ещё более крутой кровлей с четырьмя ярусами окон и мощными пинаклями (декоративными башенками в романской и готической архитектуре) по углам. В центральной части кровли расположена башня, высота которой составляет 96 м. Это грандиозное сооружение возводили в течение нескольких десятилетий, за это время несколько раз менялись замыслы создателей ратуши. Нижнюю часть фасада украшает декоративная арочная галерея. Два верхних этажа ратуши изобилуют скульптурными украшениями, которые воспринимаются как сплошной лепной декор. Самое высокое здание Брюсселя величественно и горделиво взирало сверху на церкви и узенькие улочки города. Сооружение ратуши окончательно завершило формирование центра города. До сих пор это грандиозное здание является своеобразной визитной карточкой Брюсселя.
К гражданским постройкам Германии и Нидерландов принадлежали дома цеховых ремесленников и бюргеров. Городской бюргерский дом в Германии становится основным элементом нового архитектурного комплекса. Несколько этажей под высокой крышей — признак богатства и достатка владельца дома. В его первом этаже чаще всего размещались мастерские, во втором — жилые комнаты, а третий служил складом для товаров. Создателей домов особенно интересовал внешний облик здания. Его фасад отличался особой нарядностью и выразительностью декоративной отделки. Угловые выступы и башни, фронтоны и карнизы, затейливое обрамление окон, многоцветие стен — всё придавало домам парадный и привлекательный вид.


 

Королевский замок Франциска I.
1519 — 1559 гг.
Шамбор

Королевский замок Франциска I.
1528 г.
Фонтебло

Королевский замок Франциска I.
Вид сверху.
Фонтебло

Замок Фонтебло.

Галерея Франциска I.
1533 — 1540 гг.
Фонтебло

К. Флорис.
Ратуша.
1561 — 1564 гг.
Антверпен

Ратуша. 1401 — 1455 гг.
Брюссель

Дом бюргера. Ок.1480г.
Фрицлар

Последнее изменение: Friday, 1 September 2017, 00:20