Живопись нидерландских и немецких мастеров

Новая художественная культура Нидерландов и Германии наиболее ярко проявилась в живописи. Поворот в её становлении и развитии связывают с деятельностью братьев Хуберта (ок. 1370 — 1426) и Яна ван Эйков (ок. 1390 — 1441) — основоположников нидерландской школы живописи. Им принадлежат наиболее смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи. Известно, что в Средние века в краски растительного и минерального происхождения в качестве связующего вещества добавляли яйцо. Но эти краски, так называемая темпера, очень быстро сохли, а поэтому невозможно было достичь мягких переходов и взаимопроникновения цветовых оттенков. Заменив яйцо маслом, братья ван Эйки получили возможность работать медленно, тщательно отрабатывая детали. Накладывая краски прозрачными слоями (лессировками), они доводили живописную поверхность до глянцевого блеска. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны. Особой популярностью новая техника живописи пользовалась у венецианских художников, стремившихся к использованию цветовых эффектов и передаче световоздушной среды.
Творчество Яна ван Эйка, современника Мазаччо и Донателло, отличают колористическая насыщенность, тщательная, почти ювелирная прорисовка деталей, умелая организация целостной композиции. Главным творением художника стал знаменитый Гентский алтарь, выполненный для церкви Святого Бавона в городе Генте. Известно, что работу над ним он начинал вместе со старшим братом Хубертом, но после его смерти Яну ван Эйку пришлось одному доводить до конца общий замысел.
Это двухъярусный створчатый алтарный образ, состоящий из 24 отдельных картин, большая часть которых размещена на его внутренних и наружных створках. В них выражено новое мировоззрение, представлен обобщённый образ Вселенной: небесные сферы, безграничные просторы земли с лесами, горами и долинами. В некоторых запечатлена повседневная жизнь людей города Гента. Картины величавы и строги, исполнены достоинства и духовной сосредоточенности. Жизнь человека находится в абсолютной гармонии с окружающей природой. Мир небесный представлен музицирующими ангелами, фигурами Бога, Марии и Иоанна Крестителя. На крайних створках запечатлены Адам и Ева — прародители рода человеческого.
Все изображения Гентского алтаря проникнуты радостным, жизнеутверждающим чувством. В нём отсутствуют мрачные или драматичные сцены.
Изумительное цветовое богатство Гентского алтаря, великолепно переданный музыкальный ритм, возвышенно-поэтические картины природы не могли не поразить современников. Церковь Святого Бавона очень скоро стала местом паломничества, увидеть знаменитый алтарь можно было лишь в праздники, когда открывались его створки. О создателе этого чуда стали говорить как о «художнике, не имеющем себе равных по искусству и познаниям».
Значительное место в творчестве нидерландских и немецких художников занимали евангельские сюжеты, благочестивые, исполненные смирения и достоинства герои. Сюжеты мученичества (истязание Христа, Распятие, Пьета) становятся наиболее популярными.
Нидерландские и немецкие живописцы достигли исключительного мастерства и в искусстве портрета. Они отказались от профильных изображений, получивших широкое распространение в Италии. Здесь закрепилось погрудное изображение на гладком цветном или тёмном фоне. Это позволяло художникам сосредоточить главное внимание на внешности портретируемого, а также его духовном мире. Если на портретах итальянских мастеров взгляд человека был обращён к внешнему миру, то в нидерландских и немецких портретах герои словно погружены в мир собственных чувств и переживаний, они пытаются постичь смысл и тайны бытия. Таковы индивидуальные, двойные и групповые портреты известных мастеров: Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена (ок. 1400 — 1464), Хуго ван дер Гуса (ок. 1435/1440 — 1482), Ханса Мемлинга (1433 — 1494) и Ханса Хольбейна Младшего (ок. 1498 — 1543).
В «Женском портрете» Рогира ван дер Вейдена художнику удалось мастерски передать едва уловимые противоречивые движения души изящной молодой дамы. Наше внимание, несомненно, привлекут серьёзное, задумчивое выражение её лица, взгляд, направленный в себя, мимо зрителя, молитвенно сложенные руки, украшенные перстнями, оригинальная высокая причёска с белой накидкой. Художник строит изображение на максимальных цветовых контрастах. Тёмный фон, созвучный чёрной отделке на платье, контрастирует с нежными тонами лица и светлыми деталями одеяния.
Совершенно иные принципы использованы немецким художником Хансом Хольбейном Младшим в парном портрете «Послы». Картина выполнена в портретных традициях Северного Возрождения, предписывающих изображать человека в окружении предметов, связанных с родом его деятельности или сферой его интересов. В таких картинах предметы нередко приобретали ярко выраженный аллегорический смысл.
В парном портрете представлены Жан де Дентвиль — французский посол в Англии — и епископ Жорж де Сельв — посол Франции в Венеции. Вероятнее всего, Хольбейн писал эту картину в Лондоне, где послам предстояла нелёгкая миссия — защитить интересы Французского государства и предотвратить наметившийся разрыв Англии с римской церковью. О своём тревожном времени художнику удалось поведать гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В левом верхнем углу за зелёным занавесом из парчи виднеется распятие — символ незримого присутствия Христа, вершителя судеб и защитника политических интересов послов. Многочисленные предметы свидетельствуют о высочайшей образованности французских посланников и аллегорически напоминают о главных темах международной дипломатии: науке, быстротечности бытия и сфере искусства. Безупречная техника масляной живописи, внимание к малейшим подробностям и деталям, тонкий вкус в изображении фактуры предметов и вещей (меха, парчи), точно скопированный мозаичный пол Вестминстерского аббатства свидетельствуют о высоком мастерстве и профессионализме художника.


Ян ван Эйк. Алтарь.
1426—1432 гг. 
Гент

Гентский алтарь.

Хуго ван дер Гус.
Портрет молодого человека.

Рогир ван дер Вейден.
Женский портрет.
1450 — 1460 гг. 
Лондон

Рогир ван дер Вейден.
"Св. Лука, рисующий Мадонну".

X. Хольбейн Младший.
Послы. 1533 г.
Лондон 

Последнее изменение: Friday, 1 September 2017, 00:46