Творчество Дюрера

«Художник, достойный бессмертия» — эти слова о величайшем немецком художнике, живописце и графике, теоретике искусства и учёном Альбрехте Дюрере принадлежат известному философу и писателю Эразму Роттердамскому (1469 — 1536). Альбрехт Дюрер родился в 1471 г. в Нюрнберге в семье золотых дел мастера. Его художественная одарённость проявилась очень рано, все последующие годы он лишь оттачивал своё мастерство...
О жизни и творческих исканиях Дюрера дают представление созданные им в разные годы автопортреты. Все они — свидетели не только внешних, но и внутренних изменений художника, его характера, мыслей и души. На первом из них запечатлён молодой человек, держащий в руках колючий цветок чертополоха. В эти годы начинающий художник многому учился, пытаясь постичь тайны ремесла. Он путешествовал по Италии, жил в Венеции, приобщаясь к шедеврам искусства итальянских мастеров.
Это было время творческих поисков, первых шагов мастерства. Нарядная одежда, лицо и осанка художника выражают спокойное достоинство, твёрдость духа, уверенность в собственных силах. Над портретом Дюрер поместил две стихотворные строки: «Идёт моё дело, как небо велело». Дюрер рисовал постоянно, он копировал работы итальянских художников, постигая законы перспективы и особенности изображения человеческого тела в движении.
Через пять лет он пишет ещё один автопортрет. Но как изменился здесь художник! Он сидит вполоборота у раскрытого окна, за которым расстилается романтический гористый пейзаж, пронизанный светлой синевой неба. На нём изысканно-нарядный бело-чёрный камзол, в вырезе которого — тонкая рубашка с золотой вышивкой. Зеленовато-лиловый плащ изящно подхвачен витым шнуром, а из-под двухцветной шапочки на плечи красиво спадают длинные золотистые волосы. Руки в белых тонких перчатках спокойно сложены на коленях. Справа на тёмной стене надпись: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».
На этом портрете мы видим художника в самом расцвете творческих сил. Он уже много повидал и многое знает, он одержим своей любимой работой. Устремлённый на зрителя внимательный взгляд, пожалуй, стал более одухотворённым и проницательным. За ним легко угадываются напряжение мысли и великая страсть художника, ни на минуту не забывающего о своём предназначении. Красивое тонкое лицо стало несколько старше, на нём отразились впечатления от увиденного во время странствий. Художник не позволяет себе расслабиться, во всём его облике — сдержанность и уверенность в себе.
Но, пожалуй, самым удивительным автопортретом художника стало полотно, созданное в 1500 г. В нём Дюрер сказал о себе самое главное. Из тёмного зеленовато-чёрного фона отчётливо выступает как бы высвеченное изнутри бледное лицо художника. Его огромные глаза неотступно и пристально смотрят прямо на нас. Длинные тонкие пальцы неподвижны, но мы почти ощущаем благословляющий жест его руки. Кажется, большим усилием воли художник скрывает внутренний трепет своей души, напряжённость мысли. Дюрер сопроводил портрет надписью: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, писал себя так вечными красками...» Несомненно, этому портрету он придавал особое значение. В нём он решился уподобить себя тому, кто вот уже многие века воплощал представления о возвышенно-идеальном образе. Глядя на этот портрет, современники сразу же говорили: «Это Христос». Ив этих словах была правда Дюрера, считавшего, что сразу же вслед за Богом идёт художник...
С юношеских лет он проявлял большой интерес к очень сложному и трудоёмкому искусству гравюры на дереве и металле. Первые навыки гравирования Дюрер получил ещё в мастерской отца и вскоре, благодаря использованию новых технологий, достиг невиданной ранее выразительности. В мастерской художника висело изречение, которому он следовал всю жизнь: «Поспешай медленно!» Путь к совершенству был долог и мучителен.
Как же работал художник? В левой руке он держал медную доску, а правой осторожно прорезывал тонкую линию на металле. Резец настолько остр, что им можно мгновенно перерезать на лету волос. Дюрер, всю жизнь носивший тонкие шёлковые перчатки, в мастерской рук никогда не жалел. Его линия то скользит, не отрываясь от поверхности металла, то дробится, падает, взлетает вверх, извивается и успокаивается снова. Вместо привычного равномерного контура он использует штриховку, утончение и утолщение линий. При этом ему необходимо постоянно помнить, что изображение на бумаге получится зеркально перевёрнутым по отношению к награвированному на поверхности металла или дерева.
Смелость художественных приёмов сочеталась в гравюрах Дюрера с богатством содержания. Сюжеты он черпал из Священного Писания, античной мифологии, из современных книг и назидательных изречений. Его резцу было подвластно всё: нежная пушистая хвоя елей, невесомое облачко, массивная каменная кладка крепостных стен, причудливая чешуя страшного чудовища, изящное тело молодой женщины...
В самой сложной и глубокой по мысли гравюре «Меланхолия» Дюрер воплотил стремление человека проникнуть в тайны Вселенной и мучительные сомнения, разочарования, которые неизбежно встают на пути творческого человека. На переднем плане запечатлена крылатая женщина в пышном наряде. Её задумчивый и тревожный взгляд устремлён вдаль. В позе — огромная усталость, отрешённость от внешнего мира. Кругом в беспорядке разбросаны инструменты для измерения, вычисления и ремёсел. Каково их назначение? Вряд ли мы сможем точно ответить на этот вопрос. Под рукой женщины закрытая книга, над головой — песочные часы, напоминающие о быстротечном времени жизни. Рядом колокол с верёвкой, дернув за который можно позвонить в любое время, напомнив человеку о смерти.
Но почему художник дал гравюре такое название? Что такое меланхолия? В одном из трактатов Дюрер приводил такое изречение: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». Может быть, в этих словах ключ к пониманию гравюры? Возможно, меланхолическое настроение должно восприниматься как неизбежная расплата за напряжённую творческую работу? Несмотря на множество загадок и вопросов, художнику удаётся вызвать у зрителей настроение меланхолии, грусти и тревоги. К сожалению, не сохранилось даже намёков на то, как сам автор объяснял свой замысел.
Всю свою жизнь Дюрер размышлял о тайнах бытия, пытался разгадать загадки природы. Свои знания он черпал из живой натуры, именно она вдохновляла его на создание многих произведений. Он приносил домой жука, долго и пристально изучал его строение через лупу, а потом писал его акварелью и тушью. Он пробовал свои силы в изображении бесконечного переплетения зелёных стеблей, веток и листьев, используя при этом игру света и тени, тончайших нюансов перехода одной краски в другую. Посмотрите его этюды и рисунки «Кусок дёрна», «Молодой заяц» или «Крыло птицы». Как блестяще переданы художником красота природы, мельчайшие оттенки и детали!
В самом конце жизни Дюрер напишет: «Что такое красота, я не знаю». Но во многих произведениях художника мы находим ответ на этот вопрос. Создавая картины «Адам» и «Ева», он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Как никто другой, умел пристальным взглядом художника всматриваться в лица своих современников, ища в них духовную красоту. Лучшие работы Дюрера в этом жанре — «Портрет Освальда Креля», «Портрет молодой венецианки», «Портрет матери», «Портрет молодого человека», «Портрет Хиеронима Хольцшуэра».
Альбрехт Дюрер умер в Нюрнберге в 1528 г., оставив после себя более 60 картин, несколько сотен гравюр и рисунков. Его перу принадлежат книги по изобразительному искусству, он воспитал немало учеников, «подарил немецкому искусству новый глаз и новое сердце» (Г. Вёлъфлин).


А. Дюрер.
Автопортрет. 1493 г.
Париж

А. Дюрер.
Автопортрет. 1498 г.
Мадрид

А. Дюрер.
Автопортрет. 1500 г.
Мюнхен

Альбрехт Дюрер.

А. Дюрер.
Меланхолия. Гравюра.
1513 — 1514 гг.
Санкт-Петербург

А. Дюрер.
Кусок дерна. 1503 г.
Вена

А. Дюрер.
Портрет молодого человека.
1521г.
Дрезден

Последнее изменение: Friday, 1 September 2017, 00:43