Леонардо да Винчи

Высокое Возрождение (к. XV в. —  н. XVI в) — это период ослепительно ярких взлётов в искусстве. Новое искусство творили художники, прекрасно осознававшие своё высокое предназначение. Это были люди, обладавшие энциклопедическими знаниями во многих областях науки, философии и искусства. Они прекрасно усвоили законы изображения трёхмерного пространства, постигли тайны рисунка, колорита, овладели приёмами передачи воздушной среды, света и тени. В отличие от художников Раннего Возрождения, осуществлявших экспериментальные поиски и аналитические исследования окружающего мира, мастера Высокого Возрождения, отказавшись от частностей, пришли к постижению универсальных законов бытия, к синтезу и обобщению явлений реальной жизни.
Основоположником искусства Высокого Возрождения по праву считают Леонардо да Винчи. Он родился в 1452 г. в семье флорентийского нотариуса Пьетро да Винчи. Уже в детстве его отличала исключительная любознательность: он увлекался геологией и ботаникой, наблюдал за игрой солнечного света и тени, за полётом птиц, движением воды. Он усердно изучал латинский язык, открывающий ему путь к постижению различных наук. В ранней юности он получил основательную математическую подготовку и проявил особый интерес к изобретательству. Леонардо занимался также поэзией, пением и музыкой, играл на скрипке и на арфе, был искусным собеседником. Кроме наук и искусств, в молодости он много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, плавал и сражался на шпагах. Рано проявившаяся художественная одарённость юноши побудила отца отдать его в обучение к одному из самых знаменитых художников Италии — Андреа Верроккьо (1435 — 1488). Именно тогда раскрылся многогранный талант Леонардо. Его первые творческие работы свидетельствовали об огромном даровании. Живопись стала для него лучшим инструментом познания мира природы и Человека.
Леонардо да Винчи привлекали евангельские сюжеты, в художественном воплощении которых раскрылся непревзойдённый талант тонкого психолога («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря»). Произведения Леонардо принесли иное, по сравнению с предыдущим периодом, понимание женской красоты. Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения художника на этот сюжет — «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» — жемчужины коллекции Эрмитажа. Не менее известны его картины «Мадонна в скалах» и «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Не раз художник обращался и к образам своих современниц. «Портрет Изабеллы д’Эсте», «Дама с горностаем» и «Портрет Джинервы Бенчи» — это возвышенно поэтические образы эпохи Возрождения.
Среди шедевров Леонардо «Джоконда» — самое загадочное произведение художника. Четыре года он работал над портретом Моны Лизы — молодой жены богатого и известного флорентийца Франческо Джокондо. Впрочем, можно ли это произведение назвать портретом? Кажется, это гораздо больше, чем просто портрет, это «песнь торжествующей любви» самого художника. По свидетельству Дж. Вазари, во время работы Леонардо приглашал в свою мастерскую певцов, шутов, музыкантов, которые должны были не только поддерживать весёлое настроение Моны Лизы, но и давать возможность художнику наблюдать за сменой её чувств, неуловимой изменчивостью выражения лица.
Смелым новаторством и глубоким философским смыслом проникнуты замысел и воплощение «Джоконды». В портрете художнику удалось создать глубоко обобщённый, идеально возвышенный образ человека эпохи, лицо, озарённое чувством собственного достоинства и внутренней духовной силой. Не случайно Вазари подчёркивал, что, создав этот портрет, Леонардо «совершил настоящее чудо», «это вещь скорее божественная, чем человеческая». Да и сам художник так полюбил его, что по окончании работы не пожелал расстаться с ним и всю оставшуюся жизнь возил с собой.
В чём же секрет неувядающей славы и силы эмоционального воздействия этого произведения? Почему вот уже пять столетий оно приковывает внимание зрителей? Исследователи утверждают, что главный секрет таится в загадочной улыбке Джоконды. Вглядываясь в неё, мы невольно ловим себя на мысли, что вступаем в незримый диалог с этой женщиной, мучительно пытаясь разгадать что-то очень важное, лежащее за пределами реальной жизни. Может быть, во всей мировой живописи нет подобного образа, создающего иллюзию улыбки живых глаз. Джоконда буквально меняется на наших глазах: сначала она поражает своей задумчивостью, затем её взгляд кажется то сосредоточенным и напряжённым, то рассеянным. На смену лёгкой иронии приходят открытая доброжелательность и участие.
Как чуткий собеседник, она откликается на любое наше настроение и мысли. Благодаря теням, таящимся в уголках рта, улыбка то исчезает, то неожиданно появляется вновь. Нежнейшая светотень — сфумато (от итал. «затуманенный, рассеянный»; термин, обозначающий мягкость живописной манеры, плавность тональных переходов, размытость контура), которой мастерски пользовался Леонардо, помогала преодолеть скованность и неподвижность лица, действительно сделав его зеркалом душевных переживаний. Техническая сложность этого приёма заключалась в том, что масляные краски, которыми пользовался художник, по природе своей непрозрачны. Для достижения желаемого эффекта Леонардо наносил поверх высохшего красочного слоя несколько десятков лессировок (тончайших слоёв прозрачных и полупрозрачных красок). Их мерцание создавало впечатление воздушной дымки, сквозь которую проступали неясные, размытые очертания предметов.
Несомненны также композиционные и колористические достоинства этого произведения. Мона Лиза изображена сидящей в кресле на высоком балконе, с которого открывается прекрасный горный пейзаж. Между скалами извивается уходящая в горы дорога, справа через реку перекинут каменный мост. Коричневые скалы, кажущиеся издали голубыми, лента дороги, поблёскивающая на солнце вода представлены обобщённо. Это не столько конкретное изображение определённой местности, сколько собирательный взгляд художника на природу как на «regnum hominis» («царство человека»). Удивительный парадокс: небольшая по размерам картина воспринималась как монументальное полотно. Это ощущение рождало соотношение фигуры и величественного фона.
Кроме линейной перспективы, передающей глубину пространства, Леонардо использовал перспективу воздушную, передающую изменения в цвете и ясности очертаний предметов в зависимости от расстояния. Цветовая гамма портрета — зелёные, голубые и золотистые тона — отличается благородной сдержанностью, тонкостью цветовых сочетаний и сложнейшими переходами от полутени к полусвету. Рассматривая «Джоконду» в разное время дня, при разных условиях освещения, мы видим особую игру красок, вызванную изменчивостью природы.
Не раз обращались художники к этому образу, многие пытались копировать творение Леонардо, но никому не удалось постичь тайну загадочной улыбки «Джоконды».
Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции, куда был приглашён королём Франциском I. Здесь вплоть до самой смерти в 1519 г. он писал трактаты о живописи, природе воды, строении различных машин, ставил опыты. Он пробовал объяснить причины движения, распространения звука, света и тепла, пытался сформулировать основные законы механики. Во многих высказываниях Леонардо не раз повторялась мысль, что искусство должно не только учиться у природы, но и попытаться превзойти её.
С единственного автопортрета, выполненного художником в преклонном возрасте, на нас пристально смотрит человек, умудрённый жизненным опытом. Лицо старца изборождено глубокими морщинами, густые брови нависли над глазами, пышная борода растрёпана. Плотно сжатые уголки губ запечатлели скорбную усмешку. Грустный проницательный взгляд выражает не только прежнюю силу и мощь, но и затаённую печаль. Да, это взгляд мудреца, сумевшего лучше других исследовать тайны человеческой души, познать законы мира и выразить их возвышенным языком искусства.


Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах. Ок.1483 г.
Лондон

Леонардо да Винчи.
Портрет Джинервы Бенчи. 1474 г.
Вашингтон

Мадонна Бенуа.

Леонардо да Винчи.
Джоконда. 1503 г.   
Париж

Леонардо да Винчи.
Дама с горностаем.
1489 — 1490 гг.
Краков

 

Леонардо да Винчи.
Автопортрет. 1514 г.   
Турин




Последнее изменение: Friday, 1 September 2017, 00:59