Микеланджело

Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый, Микеланджело перенёс все муки творческого человека эпохи Высокого Возрождения. Борьба, страдание, протест, неудовлетворённость жизнью, душевный разлад, поиски смысла бытия — вот что наполняло жизнь выдающегося мастера. Любимые герои Микеланджело — библейский пророк Моисей и Давид, мужественный Прометей, кроткая и смиренная Мария, оплакивающая сына Христа, — обозначили важнейшие вехи творческого пути художника.
Микеланджело родился в 1475 г., а умер в 1564 г., пережив Леонардо да Винчи и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия, оставив далеко позади эпоху Высокого Возрождения. В последние годы жизни он стал свидетелем того, как грубо попираются идеалы гуманизма. Всё это глубоко возмущало и ранило художника.
В историю мировой культуры Микеланджело вошёл как блестящий мастер скульптуры. Уже в 23 года он создал удивительное произведение, которое принесло ему известность и славу. Тысячи паломников и жителей Рима ежедневно толпились у статуи «Пьета» в соборе Святого Петра. В городе только и было разговоров, что об этом произведении и о его великом творце.
В своём творчестве Микеланджело последовательно отстаивал веру в безграничные возможности человека, в силу его воли и разума. Именно ему принадлежало создание ярчайшего символа эпохи — замечательной скульптуры «Давид» (1501 — 1504). «Флорентийский гигант» (высота 5,5 м) — так называли современники одно из самых прекрасных созданий художника. Вершиной художественного мастерства стала также скульптура библейского пророка Моисея, которой было отдано 40 лет жизни...
В 1520 г. Микеланджело получил заказ на выполнение внутреннего убранства погребальной капеллы герцогов Медичи во флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Гробница известных представителей династии должна была обессмертить их имена. Первоначально было задумано пять гробниц, но сделать удалось лишь две — у южной и северной стен капеллы. Каждая представляла собой саркофаг, на крышке которого возлежат аллегорические фигуры «Утра» и «Вечера», «Дня» и «Ночи». Мастерство скульптора проявилось в умелом объединении пристенных надгробий с архитектурой капеллы. В надгробии Джулиано Медичи Микеланджело создал единый ансамбль, обладающий необычайной силой эмоционального воздействия на зрителей.
Идея трагического бессилия человека перед силой всесокрушающего времени объединила все созданные им скульптурные образы. Фигура «Ночи» стала одним из самых ярких символов Жизни и Смерти. Сильная и красивая женщина спит, но сны её беспокойны и тревожны. Мучительно неудобная поза выражает скрытое движение, отрешённое выражение усталого и скорбного лица призвано подчеркнуть трагический смысл образа.
Образы времён суток стали для Микеланджело отражением глубоких философских размышлений о смысле жизни и смерти.
В незавершённой аллегорической скульптуре «День», выполненной из грубо обработанного камня, заметны следы резца. Можно увидеть использование техники non-finito («не законченное»), которую Микеланджело часто применял в скульптурных произведениях последних лет жизни.
Микеланджело соорудил анонимные гробницы, отказавшись от каких бы то ни было пояснительных надписей. И в этом также заключался глубокий философский смысл:
Напрасны эпитафии для славы —
К ней нечего прибавить иль убавить:
Со смертью всем деяниям конец.
(Перевод А. В. Эфроса)
Капелла Медичи была последним произведением, выполненным в родной Флоренции. В 1534 г. он отправился в Рим, где ему суждено было сделать не менее важные художественные открытия.
Мировую известность Микеланджело принесли росписи свода Сикстинской капеллы в Риме, в которых нашли отражение трагические противоречия эпохи Возрождения. Он долго не соглашался, так как считал себя скульптором, а не живописцем, но папа римский Юлий II настаивал, и великому мастеру пришлось уступить. Ему предстояло расписать площадь в 600 (!) м2. Отказавшись от помощи учеников, Микеланджело всё делал сам. Работа растянулась на долгие четыре года и потребовала от художника большого напряжения физических и духовных сил. День за днём, ночь за ночью он проводил в капелле, сутками не спускаясь с лесов.
По замыслу автора свод должны были украсить эпизоды сотворения мира и человека от первых дней творения до грехопадения, Всемирного потопа и истории Ноя. Художнику очень хотелось показать зрителям эволюцию духовного восхождения человека от низшего к высшему, от греховности к святости, от человека в толпе к идеальной и совершенной личности. Получив одобрение папы римского, Микеланджело приступил к работе... Так появились замечательные фрески «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп» и др.
В 1536 — 1541 гг. Микеланджело продолжил работу в Сикстинской капелле, украсив её алтарную стену фреской «Страшный суд», ставшей апофеозом страдания и справедливого возмездия. Вновь здесь были возведены леса, и на них появилась фигура художника, с утра и до последнего луча солнца наносившего мазки на свежую штукатурку. Как ему хотелось передать в красках человеческие чувства и страсти: надежду и отчаяние, измену и предательство, бессильный гнев и нестерпимую физическую боль, ужас и умиление, радость и восхищение...
Глядя на фрески, потрясённые зрители действительно испытывали смятение и страх, им мерещились крики и стоны несчастных, напрасно молящих о помощи. Ужас всемирной катастрофы и возмездия за грехи человеческие художественно представлен в сложных сплетениях тел, разнообразии поз и ракурсов, усилен богатством колорита, контрастами света и тени. В общей композиции, насчитывающей более трёхсот фигур, зрители различали души воскресших к новой жизни: блаженных, святых апостолов, пророков и мучеников. Одни из них показывали раны на теле — зримые свидетельства земных страданий, другие смиренно ждали своей участи. Над душами тех, кого ожидало спасение, витали ангелы.
В центре концентрической композиции Микеланджело изобразил мощную фигуру Христа, карающего людей за совершённые грехи. В величественном облике Творца-Демиурга, в его страстном и волевом жесте нашёл отражение диалектический взгляд художника на мир, сущность которого заключалась в постоянном столкновении противоборствующих сил. Поднятой правой рукой Христос обрушивает вниз фигуры грешников, пытающихся подняться вверх, а левой — притягивает к себе избранных, стоящих справа от него. Его фигуру можно воспринимать не только как орудие справедливого возмездия, но и как единственную точку опоры, надежду на спасение и созидание нового. Именно это обстоятельство выявило суть авторского замысла, определило оптимистический характер восприятия монументальной фрески.
Долгий и трудный путь на земле Микеланджело закончил созданием вознёсшегося к небесам купола собора Святого Петра в Риме. В городе, некогда поразившем его творческое воображение, ему суждено было оставить вечную память о себе. В предложенном им проекте нашла воплощение идея центрального купольного сооружения, усилившая монолитность и динамичность всего архитектурного облика. При жизни мастера были завершены алтарные стены и пилоны, начал возводиться купол. Микеланджело не суждено было увидеть свою работу завершённой, замысел архитектора был воплощён по его проектам и чертежам уже после смерти.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои бессмертные творения, снискав в веках славу Гения.


Микеланджело.
Пьета. 1498 — 1501 гг.
Рим

Микеланджело.
Надгробие Джулиано Медичи. 1524 — 1534 гг.
Флоренция

Микеланджело.
Фрески Сикстинской капеллы.
Ватикан

Микеланджело.
 Страшный суд. Фреска.
Ватикан

Микеланджело.
 Купол собора Святого Петра.
1546 — 1564 гг.
Ватикан


Последнее изменение: Friday, 1 September 2017, 12:16