Тициан

Тициан прожил долгую (почти век!) жизнь (1477 — 1576) и завоевал всемирную славу наравне с другими титанами Высокого Возрождения. Его современниками были Колумб и Коперник, Шекспир и Джордано Бруно. В девять лет он был отдан в мастерскую мозаичиста, учился в Венеции у Беллини, позднее стал помощником Джорджоне. Обширно творческое наследие художника, обладавшего кипучим темпераментом и удивительным трудолюбием. Работая в самых различных жанрах, он сумел выразить дух и настроение своей эпохи.
Каким был Тициан? Посмотрите на автопортрет, выполненный им в преклонном возрасте. Мы видим пожилого человека с крупными мужественными чертами лица. Узкая полоска воротника врезается в пышную серебристую бороду. Чёрная шапочка подчёркивает напряжённость выразительного профиля. Пальцы правой руки сжимают хрупкую кисть. Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. Художник подался вперёд, как будто вглядываясь в лицо собеседника. Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудрённого жизненным опытом. Чёрное одеяние богато и изысканно, оно гармонично сочетается с серебристой гаммой общего колорита.
В историю мировой живописи Тициан вошёл как непревзойдённый мастер колорита. Один из современных критиков писал:
«В колорите он не имеет себе равных... он идёт в ногу с самой природой. В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» (Л. Дольче).
В его картинах цвет становился универсальным носителем идеи и важнейшим средством художественной выразительности. Не случайно искусствовед В. Н. Лазарев говорил, что Тициан «мыслит краской».
Изысканность прославленного колорита художника достигалась тем, что мастер умел извлекать особый цветовой эффект из соотношений тонов, сопоставления оттенков ткани и обнажённого тела, из материала холста и наложенного на него мазка краски. Яркие, сочные краски ранних полотен Тициана свидетельствовали о радостном восприятии окружающего мира. В позднем творчестве колорит теряет прежнюю яркость и контрастность, становится почти монохромным, но живопись при этом по-прежнему обладает чарующей декоративной звучностью и эмоциональной насыщенностью.
Тициану принадлежит дальнейшее открытие огромного потенциала масляной живописи, которая по сравнению с традиционной темперой давала возможность в каждом мазке более полно передать выразительность авторского замысла. Раньше поверхность полотен была ровной и гладкой, Тициан же начал использовать холсты с грубо обработанной фактурой, где особенно ощутима шероховатая, словно вибрирующая поверхность. Сильными ударами кисти он в буквальном смысле слова «лепил цветом», накладывая широкие свободные мазки, сглаживая чёткость очертаний, создавая рельеф светлого и тёмного.
Одним из первых Тициан использовал цветовую гамму для психологической характеристики героев. Смелым новатором он выступил и в изображении природы. Создавая пейзажи с натуры, он показал, как преображается природа в зависимости от времени суток, как под воздейст-вием света пульсируют краски, меняются очертания предметов. Он положил начало так называемому архитектурному пейзажу.
Колористический талант художника в полной мере проявился в так называемых «поэзиях» (poesie) — произведениях на мифологические темы. Опираясь на литературный первоисточник — «Метаморфозы» Овидия, — Тициан создавал собственные композиции, в которых стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов. В картинах «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом», «Похищение Европы», «Даная», «Флора», «Сизиф» он мастерски передал драматизм сюжетов, стихийную чувственность и гармонию возвышенного духа мифологических героев.
«Венера Урбинская» — подлинный шедевр художника. Об этой картине современники говорили, что Тициан, в отличие от Джорджоне, под влиянием которого он, безусловно, находился, «раскрыл глаза Венере, и мы увидели влажный взор влюблённой женщины, обещающей большое счастье». Действительно, он воспел сияющую красоту женщины, написав её в интерьере богатого венецианского дома. На заднем плане две служанки заняты домашними делами: они вынимают из большого сундука туалеты для своей госпожи.
В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Всё обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно и символично. Горделиво и спокойно смотрит она прямо на зрителя, ничуть не смущаясь своей ослепительной красоты. На её теле почти нет теней, а смятая простыня лишь подчёркивает грациозную стройность и теплоту её упругого тела. Красная ткань под простынёй, красная занавеска, красная одежда одной из служанок, ковры такого же цвета создают эмоционально насыщенный колорит. Картина глубоко символична. Венера — богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Ваза с миртом на окне символизирует постоянство, роза в руке у Венеры — знак долгой любви, а свернувшаяся у её ног собачка — традиционный символ верности.
Значительную часть творчества Тициана составляют произведения, посвящённые библейской тематике. Ради достижения высоких идеалов герои его картин — библейские персонажи и христианские мученики — готовы на самопожертвование. В картинах с удивительным мастерством передана стихия человеческих чувств: надежда и отчаяние, верность идеалам и предательство, любовь и ненависть. К шедеврам, созданным Тицианом, можно отнести картины «Ассунта», «Динарий кесаря», «Коронование терновым венцом» и «Святой Себастьян».
В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взор к небу. Её заплаканное лицо, волны золотистых распущенных волос, ниспадающих на плечи, выразительный жест прижатой к груди красивой руки, лёгкое одеяние из шёлковой ткани с яркой полосатой накидкой написаны художником с особой тщательностью и мастерством. Рядом изображены стеклянный кувшин и череп — символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти. Мрачное грозовое небо, скалистые горы и раскачивающиеся от ветра деревья подчёркивают драматизм происходящего.
Тициан — один из величайших портретистов мира, позировать которому считали за честь многие знаменитые люди той эпохи. Кисти художника принадлежит блистательная портретная галерея — императоры и короли, папы и вельможи, прекрасные женщины, философы и гуманисты, доблестные воины и простые граждане. В каждом из созданных портретов поражают точность и глубина характеров, чувствуется активная гражданская позиция автора. Портретное сходство никогда не было самоцелью для художника: сквозь верность натуре отчётливо проявлялось его собственное представление о глубинных противоречиях человеческой личности. Если в ранних портретах мастер акцентирует внимание на внешней красоте, силе и достоинстве портретируемых, то в поздний период творчества он стремится показать их сложный внутренний мир.
Портреты Тициана несут в себе следы титанической борьбы художника за право жить по законам счастья, правды, красоты и разума. В каждом его герое выражены мечты об идеальной личности, живущей в свободном обществе, о гармонии мира, достигаемой даже ценой нечеловеческого страдания. 
«Портрет юноши с перчаткой» — одно из лучших творений Тициана. Преобладающие строгие, тёмные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому. Несомненно, перед нами одухотворённая личность, которой присущи интеллект, благородство и в то же время горечь сомнений и разочарований. В глазах юноши тревожное раздумье о жизни, душевное смятение человека смелого и решительного. Напряжённый взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». В блестяще выполненном камерном портрете молодого человека можно также отметить спокойную строгость композиции, тонкий психологизм и свободную манеру письма.
Поздние работы Тициана полны противоречий и загадок. В последние годы жизни, в совершенстве овладев стихией цвета, Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом М. Боскини в книге «Богатые сокровища венецианской живописи» (1674):
«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей... фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалёвки, исполненные густо насыщенной кистью либо в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная её то в красную, то в чёрную, то в жёлтую краску, он вырабатывал рельеф освещённых частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырёх цветов вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры... Последние ретуши он наводил лёгкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место... К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».


Тициан.
Автопортрет. 1567 — 1568 гг.
Мадрид

Тициан.
Флора. Около 1515 г.
Флоренция

Тициан.
Сизиф. 1549 г.
Мадрид

Тициан.
Венера Урбинская. 1538 г.
Флоренция

Тициан.
Кающаяся Мария Магдалина.
1565 г.
Санкт-Петербург

Тициан.
Кающаяся Мария Магдалина.
Лекция.

Тициан.
Портрет юноши с перчаткой.
1520 — 1525 гг.
Париж

Последнее изменение: Friday, 1 September 2017, 12:25