Театр Шекспира

Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564 — 1616). В исторических хрониках, комедиях и трагедиях он сумел выразить главные противоречия своей эпохи. Герои его пьес в полной мере осознали «распавшуюся связь времён», пережили испытание забвением и славой, любовью и ненавистью. Обуреваемые сильными страстями, они до дна испили чашу страданий. Впервые на сцене был представлен человек не только как величайшее творение Бога, но и как воплощение тёмных страстей. Борьба за власть и предательство, кровавые преступления, безумие и раскаяние, сила торжествующей любви и разрушающая ненависть — вот круг тех проблем, которые разрешают герои шекспировских произведений. 
Театр Шекспира органично соединил лучшие достижения античного и средневекового театрального искусства. Каждая последующая эпоха черпала в его творческом наследии что-то интересное  и привлекательное, созвучное духу своего времени. Обращение Шекспира к вечным проблемам человеческого бытия обеспечило его творениям бессмертие. По сей день его пьесы занимают ведущее место в репертуаре театров различных стран. Сыграть принца датского Гамлета или пылкого Ромео, мужественного Отелло или короля Лира, Джульетту или Офелию, Дездемону или леди Макбет — великая честь для любого актёра или актрисы. Поистине Шекспир был и остаётся «драматургом на все времена».
Что же представлял собой театр Шекспира? Как осуществлялись постановки пьес на сценических подмостках? Почти все произведения великого драматурга были поставлены в Лондоне на сцене публичного театра «Глобус», располагавшегося на южном берегу реки Темзы. В нём Шекспир стал основным создателем театрального репертуара, он же выступал в качестве режиссёра-постановщика. Иногда сам драматург выходил на сцену, исполняя в спектаклях второстепенные роли (призрака в «Гамлете», слуг в комедиях).
Здание «Глобуса» было выстроено в 1599 г. и имело форму круглой деревянной башни с расширяющимся основанием. Театр окружал ров с перекинутыми через него мостками. У входных ворот стояли два столба с рекламными афишами. Над воротами возвышалась статуя Геркулеса, поддерживавшего на плечах небесную сферу со словами римского писателя Петрония: «Весь мир лицедействует».
После пожара 1613 г. театр был перестроен и стал восьмиугольным в плане. Он вмещал около полутора тысяч зрителей. Состоятельная публика занимала сидячие места в двух верхних ярусах галереи, а в нижнем располагались музыканты. Но основная часть зрителей смотрела представление, стоя на земляном полу в партере. Придворные и светские щёголи за высокую плату сидели прямо на сцене. (Этот обычай позднее был отменён королевским указом.)
Окон в театре не было, спектакли разыгрывались только в дневное время прямо под открытым небом. Над частью сцены иногда натягивали тент — голубой, если разыгрывалась комедия, и чёрный с золотыми звёздами, если играли трагедию. Во время спектакля зрители вели себя очень активно. Так как сцена глубоко вдавалась в зрительный зал, то они имели возможность окружать её с трёх сторон. Публика хотела видеть захватывающее и праздничное зрелище, полное неожиданных поворотов, бурных страстей и кровавых поединков. Жизненные коллизии и ужасы смерти здесь показывали очень живописно. Потоки крови проливались на сцену из незаметно припрятанных под одеждой бычьих пузырей. Если умирал злодей, то кровь была не красного, а чёрного цвета. По ходу спектакля зрители (их большую часть составляли простые горожане) бурно комментировали поступки персонажей, обсуждали внешность и костюмы актёров. Таким образом, они сами становились непосредственными участниками спектакля.
Сценическое действие сопровождалось постоянной сменой площадок, на которых находились актёры. В дальней части сцены разыгрывались эпизоды, происходившие в замкнутом пространстве. В задней стене имелся проём, обычно закрытый завесой. Когда она отдёргивалась, было видно небольшое помещение, служившее пещерой, спальней или монастырской кельей. Пьесы Шекспира, написанные в расчёте на непрерывность и быстроту действия, на сцене разыгрывались крайне стремительно. Один за другим эпизоды сменяли друг друга.
Характерной особенностью театральных постановок было минимальное использование декораций. Они включали лишь самый необходимый реквизит: стол, стулья, статуи, короны, мечи, носилки, гроб, макеты отрубленных голов... Кусок дёрна или пара деревьев обозначали сад или лес. Трон символизировал дворец, а молитвенная скамья — церковь. Иногда вывешивался разрисованный задник с изображением панорамы города. Морские бури изображали с помощью нескольких актёров, стремительно пробегающих по сцене в мокрых плащах. Зрителей ничуть не смущала убогость сценической обстановки. Их богатое воображение без труда дорисовывало всё остальное. Главное внимание было приковано к страстным речам актёров.
Следует особо подчеркнуть роль поэтического слова в театральных постановках Шекспира. Театр того времени менее всего показывал, но он мог обо всём рассказать на языке поэтических метафор, неожиданных сравнений, чередований стихов и прозы.
Помните, какие советы даёт Гамлет, обращаясь к актёрам? Критикуя напыщенный пафос речей, когда актёры старались самого «Ирода пере- иродить» и рвали «страсть в куски и клочья к восторгу стоячих мест», Гамлет излагает те принципы сценической речи, которые, по его мнению, делают игру актёров наиболее убедительной и правдоподобной:
«...Без лишней скованности, но во всём слушайтесь внутреннего голоса. Двигайтесь в согласии с диалогом, говорите, следуя движениям, с тою только оговоркой, что это не выходило из границ естественности. Каждое нарушение меры отступает от назначения театра, цель которого во все времена была и будет: держать... зеркало перед природой, показывать доблести её истинное лицо и её истинное — низости, и каждому веку истории — его неприкрашенный облик».
«Гамлет» (Перевод Б. Л. Пастернака)
Театр Шекспира нередко называют театром актёра. Это утверждение абсолютно верно. Голос актёра, его мимика и пластика, темперамент и сила чувств завораживали публику или повергали её в ужас. Труппа актёров была невелика и составляла от 8 до 14 человек. Женские роли исполняли молодые юноши, причём делали это, как свидетельствуют современники, весьма искусно, используя различные ухищрения. На помощь им также приходили роскошные женские одеяния, украшения, белила и разноцветные парики...
Игра актёров включала также пение и танцы, которые придавали театральному действу праздничный характер. Особая роль отводилась костюмам, которые были призваны подчеркнуть суть персонажа и внутреннее состояние его души. В костюме важно было всё: форма, цвет, символические детали. (Например, земляника, вышитая на платке Дездемоны; душистая перчатка Джульетты; Офелия замечает спущенные чулки Гамлета.)
Немалое значение в спектакле имела музыка, которую автор учитывал уже в ходе написания пьесы. На сцене шекспировского театра «Глобус» громко гремели трубы, возвещая о выходах коронованных особ и о поединках. Оглушительно били барабаны и играли дудки, передавая звуки кровавых сражений. По ходу пьесы звучали рёв оленей, соловьиные трели, крики петуха или кукушки. В обязанности актёров входила игра на музыкальных инструментах: гобоях, скрипках, лютнях, тамбуринах и барабанах. Звуковое и зрительное оформление спектакля дополняли гром и молния, ночь, тьма, появление призраков, зловещие звуки:
Ночь тёмная, безмолвная глушь ночи,
Тот час ночной, когда сгорела Троя,
Когда кричит сова и воет пёс,
И призраки выходят из могил...
«Генрих VI»
(Перевод Е. Бируковой)
Невозможно переоценить значение творчества Шекспира для развития театрального искусства. Его по праву считают первым драматургом мирового театра, овладевшим тайной «драматического волшебства» (А. С. Пушкин).


Д. Тейлор.
Посмертный портрет У. Шекспира,
сделанный по его гравированному изображению.
Лондон

Спектакль в театре "Глобус".

Театр "Глобус".
Реконструкция.

И. Висхер.
Вид Лондона с театром "Глобус".
Фрагмент. 1616 г.

Актер театра "Глобус".


Воссозданный театр "Глобус",
в котором работала труппа Шекспира.

Эмблема театра "Глобус".

Последнее изменение: Friday, 1 September 2017, 12:27