Разряды прилагательных по значению

Разряды прилагательных по значению

Попробуем подобрать определения слову «шарф». Разместим их для удобства в три колонки.

шарф

длинный

шерстяной

мамин

теплый

зимний

папин

пушистый

финский

Машин

яркий

лыжный

пестрый

Какие вопросы можно задать к прилагательным из каждой колонки?

Понятно, что к прилагательным первой и второй колонок можно задать вопрос какой? А к словам в третьей колонке – вопрос чей? Обратим также внимание на то, что окончания у прилагательных в третьей колонке не такие, как у слов, размещенных в первых двух.

Еще одно наблюдение. Прилагательные в третьей колонке обозначают один и тот же признак – признак принадлежности (показывают, что предмет принадлежит какому-то лицу).

Казалось бы, что прилагательные в первых двух колонках очень похожи, но это не совсем так. Попробуй провести небольшой эксперимент. Сначала добавь к прилагательным слово очень. Со словами первой колонки это получится без всяких затруднений: шарф вполне может быть очень длинным, очень теплым, очень пушистым, очень ярким и очень пестрым. А вот «очень шерстяным» или «очень финским» – конечно, не может. Так что прилагательные второй колонки со словом очень не сочетаются.

Попробуем еще поэкспериментировать со словами. В разговорной речи мы иногда, если хотим сказать, что признак выражен сильно, образуем прилагательные путем повтора: мы говорим «большой-большой пёс», «маленький-маленький котенок», «вкусный-вкусный пирог», «сладкий-сладкий чай». Так мы и показываем высокую степень проявления признака, и выражаем свои эмоции. Попробуем образовать такие эмоциональные прилагательные от слов первой и второй колонок. Результат – такой же, как и со словом «очень». С прилагательными первой колонки это получается (длинный-длинный, теплый-теплый, пушистый-пушистый, яркий-яркий, пестрый-пестрый шарф). А вот с прилагательными второй колонки это невозможно: лыжных-лыжных или зимних-зимних шарфов не бывает.

Какой вывод позволяет сделать наш эксперимент?

Некоторые прилагательные обозначают признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. А у других прилагательных обозначаемые признаки неизменные, они не могут проявляться больше или меньше.

Попытаемся ответить еще на один вопрос: есть ли что-то общее у прилагательных второй колонки – кроме того, что они обозначают постоянный, не меняющийся признак? Попробуем заменить эти прилагательные существительными: шарф из шерсти, шарф для зимы, для прогулок на лыжах, шарф из Финляндии. Эти замены можно сделать достаточно легко. А вот с прилагательными из первой колонки такие замены вряд ли получатся. Итак, прилагательные второй колонки выражают признак, который как бы показывает на отношение одного предмета к другому (шарфа – к шерсти, зиме, лыжным прогулкам, Финляндии).

Какие же выводы можно сделать из наблюдений над прилагательными – определениями к слову «шарф»?

1) Есть группа прилагательных, которая отвечает на вопрос чей? У прилагательных этой группы окончания не похожи на те, которые есть у прилагательных других групп. В начальной форме (именительном падеже единственного числа мужского рода) они имеют нулевое окончание. Эти прилагательные выражают значение принадлежности, то есть показывают на владельца предмета.

2) Есть группа прилагательных, которая обозначает признаки, проявляющиеся в большей или меньшей степени. Прилагательные этой группы отвечают на вопрос какой?

3) Есть группа прилагательных, которые выражают постоянные признаки предмета, указывая на отношение его к другим предметам. Они тоже отвечают на вопрос какой?

Итак, мы увидели, что прилагательные по значению разделяются на три смысловые группы.

Одни обозначают признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Эти прилагательные называют качественными.

Вторые обозначают неизменные признаки, которые выражают отношения одних предметов к другим. Их называют относительными.

Третьи обозначают принадлежность предмета какому-нибудь лицу. Это притяжательные прилагательные.

Качественные, относительные и притяжательные – это разряды прилагательных по значению.


Последнее изменение: Среда, 9 Февраль 2011, 00:49