Модуль 5. Как образуется почва. Животные, обитающие в почве

Почва имеет большое значение для человека: на почве развиваются растения, которые обеспечивают человека не только продуктами питания, но и являются сырьем для промышленности. Плодородные почвы всегда были залогом благополучной жизни не только отдельного человека, но и целых государств. Из материалов этого урока ты узнаешь, как и когда образовалась почва; какие животные обитают в почве, чем они питаются.

Как образуется почва

Почва образовалась из горных пород Земли, которые разрушались в течение миллионов лет под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. Как это происходило? От перепадов температур в скалах образовались трещины, где скапливались мельчайшие частички горных пород. В образовавшиеся трещины проникали воздух, вода и снег, которые еще больше способствовали разрушению. Вспомни, что происходит при охлаждении воды? Она расширяется и, соответственно, разрывает горные породы. Начиная с весны, частички развалившейся горной породы вместе с потоками воды скатывались в низины.

Деревья на камнях
Деревья на камнях

Далее здесь начинали селиться микроорганизмы, которые тоже не остались безразличными к горным породам, они их разъедали. Потом появились лишайники и мхи, которые еще больше их разрушали горные породы и изменяли их состав. В результате отмирания и разложения этих растений появился перегной (гумус) – основа для произрастания травы, кустарников и мелких деревьев.

Ветер разносит семена, которые попадали на сформировавшийся тонкий питательный слой. Появлялись побеги, потом они начинали разрастаться и своими корнями еще больше разрушали остатки горных пород и изменяли их состав. Растения, их корни и отмирающие части привлекали различных животных, которые тоже принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений, а когда гибнут, сами становятся её частицами. Процесс образования почвы очень длительный: только через тысячу лет у подножия скал из остатков растений образуется почва – верхний плодородный слой земли толщиной до 2 см. Вулканический пепел, который разносится ветром, очень богат различными микроэлементами. Поэтому процесс образования почвы на мягком вулканическом пепле происходит быстро, всего за 50–60 лет.

Видишь, процесс образования почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Все они, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не образуется. Не будет солнышка – не будет ничего! Почва объединяет неживую и живую природу. Горные породы – это неживая природа, а микроорганизмы, растения, животные – живая природа.

Слои почвы
Слои почвы

Если исследовать почву, то можно увидеть, что она состоит из слоев. Самый верхний слой – темный. Он богат гумусом – разложившиеся остатки растений и микроорганизмов (живая природа). Это самый полезный слой для выращивания растений. Следующий слой – это остатки горных пород (песок, мелкие камешки), в этом слое могут находиться и остатки растений и мелких животных. Этот слой беден питательными веществами.

Дальше можно увидеть глинистый слой, в котором могут быть небольшие примеси гумуса. В самом низу – горная порода.

Попробуем внимательно присмотреться к окружающей природе, например, в лесу или парке. Что мы увидим? Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев, которые падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Если приподнять опавшую листву, то виден песок, мелкие камешки, глина (неживая природа). Тут же едва различимы останки животных и растений. Внимательно присмотревшись среди них можно заметить личинок, насекомых, червячков, а иногда и мелкие животные. Это уже представители живой природы. Там же обитают бактерии и прочие микроорганизмы. Хороши эти места и для грибов, которые вырастают не только в лесах, но и в садах и парках. Они тоже принимают участие в обогащении почвы.

Растения с помощью корней получает из почвы питательные вещества, тем самым ее истощая. А кто пополняет, восстанавливает питательные вещества? Помогают восстановлению почвы животные, которые прокладывают в почве ходы. В них попадает вода и воздух. Они перемешивают почву, измельчают остатки растений, а микроорганизмы, постоянно живущие в почве, превращают эти остатки в перегной.

Осенний лес Перегной
Осенний лес
Перегной

Листья и травы разлагаются в почве быстро: уже через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями. Происходит почвенный круговорот, а почва объединяет в единое целое неживую и живую природу.

Почва – это кормилица, но образуется она очень медленно. Поэтому почву надо беречь. Плодородные почвы, на которых выращивают полезные для человека растения, богатство каждой страны.

Посмотри познавательный мультфильм.

Животный мир почвы

Посмотри на картинки. Всех этих животных можно встретить или на поверхности почвы (прямо у нас под ногами) или они живут в подземном царстве почвы.

На поверхности почвы можно увидеть божью коровку и тлю.

Труженики муравьи, быстро передвигаясь, что-то перетаскивают в свои жилища. Мы видим лишь наземную часть муравейника – это такие большие муравьиные кучи. Оказывается, у каждого муравейника есть еще и подземная часть. Некоторые виды муравьев откладывают яйца в небольших ямках в почве или гнилых пнях.

Божья коровка и тля Муравьи
Божья коровка и тля
Муравьи

В лесной подстилке замерла божья коровка, что-то перетаскивают в свои подземные жилища муравьи. Кроты и дождевые черви проводят в почве всю свою жизнь, а земляной шмель только зимует.

Земляной шмель зимует в почве Майские жуки откладывают яйца в почве Улитки прячутся в почве от жары
Земляной шмель
зимует в почве
Майские жуки откладывают
яйца в почве
Улитки прячутся
в почве от жары

Жабы и травяные лягушки прячутся днем во влажных местах, прижавшись к земле. Для зимовки жабы закапываются в землю, некоторые виды лягушек зарываются в почву.

Жаба Лягушка
Жаба
Лягушка

А кто из животных всю свою жизнь проводит в почве?

Дождевые черви – труженики, которые помогают растениям и человеку. Вот, что про дождевых червей сказал ученый Чарльз Дарвин: «Черви превосходным образом подготавливают землю для роста растений…Они просеивают землю настолько, что в ней не остаётся плотных минеральных частиц ….Тщательно перемешивают они всю почву, подобно садовнику, готовящему измельчённую землю для своих самых изысканных растений».

Дождевые черви роют норки в почве, что обеспечивает доступ воздуха, поступление влаги и перемешивание почвы. А знаешь, почему дождевые черви во время дождя выползают на поверхность почвы? Они дышат кожей. В сильно увлажненной почве им начинает не хватать для дыхания кислорода, вот они и выходят на поверхность, чтобы подышать!

Дождевые черви
Дождевые черви

Сороконожки днем с удовольствием отдыхают под камнями, среди веток, опавших листьев или в коре деревьев. Ты можешь их там легко обнаружить. Только помни, что сороконожки не любят, когда их тревожат. Поэтому они сразу же разбегутся. В жару они зарываются глубоко в землю. Ночью выходят охотиться на мошек, муравьев, земляных червей и личинок. На людей сороконожки не нападают, скорее они помогают избавиться от вредителей.

Круглые черви передвигаются по узким почвенным полостям, наполненным влагой. Размеры животных микроскопические, поэтому они довольствуются крохотными капельками влаги, которая им необходима для дыхания. Помнишь, в воде содержится кислород! Круглый червь дышит кислородом! Во влажной почве круглые черви находят пищу и размножаются.

Сороконожка Круглый червь
Сороконожка
Круглый червь

Почвенные клещи помогают в образовании гумуса. Одни (сапрофаги) питаются разлагающимися органическими остатками, другие – более мелкими беспозвоночными животными.

Ногохвостки – питаются преимущественно сгнившими остатками растений и микроорганизмов. Некоторые виды живут среди гниющих растительных остатков на поверхности почвы. Другие – проникают глубоко в землю.

Почвенные клещи Ногохвостки
Почвенные клещи
Ногохвостки

Кроты – очень интересные и загадочные животные. Например, крот делает под землей норку, которую старательно выстилает сухой травой и листьями. Это спальня у крота. Всем знакомы холмики земли, которую кроты поднимают на поверхность. Под ними – норки для хранения корма. Вот такой крот запасливый и предусмотрительный.

Крот и его «работа» Крот и его «работа» Крот и его «работа»
Крот и его «работа»

Кроты – полезные животные, они прокладывают в почве глубокие ходы, выбрасывая на поверхность землю, богатую кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами. Ученые подсчитали, что в березовом лесу кроты поднимают на поверхность до 10 тонн на гектар такой обогащенной земли. Хозяйки собирают и используют эту землю как удобрение. В этих кучках земли (их называют кротовины) скапливается вода, которая потом поступает в почву, увлажняя ее. И это не вся еще польза от кротов. Передвигаясь по ходам в почве, они поедают вредных насекомых и их личинки. Крот – обжора: за сутки он съедает столько, сколько сам весит. Голодать крот не может: 17–18 часов голода могут погубить крота. А многие садоводы упорно пытаются с ними бороться. Стоит ли? Может быть надо оберегать кротов? Подумай и расскажи взрослым, какую пользу приносят кроты.

В.В. Докучаев (1846–1903)
В.В. Докучаев (1846–1903)

Как ты уже понял из материалов урока почвенные животные – это сложный мир живых существ, без которых не было бы самой почвы. Их изучением занимается специальная наука – почвенная зоология. Это раздел большой науки о почве – почвоведение или биология почв. Создал эту науку замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев, который называл почву кормилицей. Ученый считал, что для нас почва дороже нефти, угля и золота.

Для любознательных

Посмотри фрагмент научно-познавательного фильма «Потаенный мир почвы».

Задание 1. Обсуди с учителем (можно на форуме), почему русский ученый В.В. Докучаев считал, что почва для нас дороже нефти, угля и золота.

Задание 2. В лесу слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, — всего за 15 лет. О чём говорят эти расчёты учёных? Подумай и обсуди с учителем (можно на форуме) и взрослыми.

Последнее изменение: Friday, 8 January 2016, 21:43