Научный стиль
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее и аргументировать. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить несколько разновидностей.
1) Собственно научный стиль. Письменная разновидность его используется в научных трудах – монографиях, диссертациях, статьях в научных журналах, книгах, энциклопедиях, устная – в научных докладах.
2) Научно-популярный стиль. В письменном виде используется в текстах, предназначенных для популяризации научных знаний, например, в научно-популярной литературе, статьях в неспециальных журналах, газетах, в устной форме – в выступлениях на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией.
3) Научно-учебный стиль. Письменная речь используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся. Устная речь – это тот язык, которым говорят на уроках наши педагоги.
В научном стиле используются определенные языковые средства.
Особенности лексики:
- насыщенность терминами конкретной науки;
- активное использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;
- употребление слов в основном в прямых значениях;
- отсутствие образных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и пр.);
- отсутствие эмоционально окрашенной лексики, а также междометий, восклицательных частиц.
Особенности морфологии:
- отсутствие личных местоимений «я» и «ты» вместо которых используется авторское «мы», даже если автор говорит от собственного лица;
- отсутствие глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;
- использование причастий и деепричастий, причастных и деепричастных оборотов, характерных для книжной речи.
Особенности синтаксиса:
- употребление сложноподчиненных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений (причина, следствие, условие);
- отсутствие восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений, в основном – риторические вопросы в научно-популярном стиле;
- частое использование цитат;
- частое использование вводных слов, указывающих на связь и последовательность мыслей (итак, таким образом, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот);
- активное использование неопределенно-личных и безличных конструкций.
В качестве элементов текста научного текста часто используются формулы, графики, схемы, таблицы.
Основные типы речи – рассуждение, описание.
Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее и аргументировать. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить несколько разновидностей.
1) Собственно научный стиль. Письменная разновидность его используется в научных трудах – монографиях, диссертациях, статьях в научных журналах, книгах, энциклопедиях, устная – в научных докладах.
2) Научно-популярный стиль. В письменном виде используется в текстах, предназначенных для популяризации научных знаний, например, в научно-популярной литературе, статьях в неспециальных журналах, газетах, в устной форме – в выступлениях на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией.
3) Научно-учебный стиль. Письменная речь используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся. Устная речь – это тот язык, которым говорят на уроках наши педагоги.
В научном стиле используются определенные языковые средства.
Особенности лексики:
- насыщенность терминами конкретной науки;
- активное использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;
- употребление слов в основном в прямых значениях;
- отсутствие образных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и пр.);
- отсутствие эмоционально окрашенной лексики, а также междометий, восклицательных частиц.
Особенности морфологии:
- отсутствие личных местоимений «я» и «ты» вместо которых используется авторское «мы», даже если автор говорит от собственного лица;
- отсутствие глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;
- использование причастий и деепричастий, причастных и деепричастных оборотов, характерных для книжной речи.
Особенности синтаксиса:
- употребление сложноподчиненных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений (причина, следствие, условие);
- отсутствие восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений, в основном – риторические вопросы в научно-популярном стиле;
- частое использование цитат;
- частое использование вводных слов, указывающих на связь и последовательность мыслей (итак, таким образом, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот);
- активное использование неопределенно-личных и безличных конструкций.
В качестве элементов текста научного текста часто используются формулы, графики, схемы, таблицы.
Основные типы речи – рассуждение, описание.
Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.
Последнее изменение: Wednesday, 22 August 2012, 01:26