Модуль 9. Диаграммы. Чтение диаграмм

Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.

Люди изучают окружающий их мир. Проводят научные исследования. Производят много полезных вещей. Выращивают сельскохозяйственную продукцию. Выполняя все это, они собирают данные. Эти данные нужно грамотно записать и представить так, чтобы с ними можно было удобно работать: выбрать нужные данные, сравнивать их, анализировать.

Наиболее удобно представлять данные с помощью таблиц.

Ты уже знаком с некоторыми таблицами и активно ими пользуешься. Вспомни.

Таблица умножения Дневник Расписание
Таблица умножения
Дневник
Расписание

С таблицами работать не всегда удобно. Сегодня ты познакомишься с более простым способом представления данных. Это диаграммы.

Диаграмма – это один из способов наглядного представления различных числовых данных.

На диаграммах числа или значения величин могут изображаться отрезками, столбиками, частями круга или другими фигурами.

Итак, научимся работать с диаграммой.

Четвероклассники провели исследование «Мой любимый цветок». Девочкам задали вопрос: «Какой у тебя любимый цветок?». Результаты опроса записали в таблицу.

Цветок
Количество девочек
Ромашка
5
Роза
8
Лилия
4
Тюльпан
3

По этой таблице можно построить диаграмму. Она будет выглядеть так.

Диаграмма

Учись читать диаграмму.

Посмотри на желтый столбик «Ромашка». Его высота равна 5-ти единицам. Это значит, что пять девочек сказали, что их любимый цветок ромашка.

Посмотри на красный столбик «Роза». Его высота равна 8-ти единицам. Это значит, что восемь девочек сказали, что их любимый цветок роза.

Посмотри на голубой столбик «Лилия». Его высота равна 4-м единицам. Это значит, что четыре девочки сказали, что их любимый цветок лилия.

Посмотри на фиолетовый столбик «Тюльпан». Его высота равна 3-м единицам. Это значит, что три девочки сказали, что их любимый цветок тюльпан.

Диаграммы используют в том случае, когда данные нужно представить наглядно.

Диаграммы часто используются для иллюстрации различных данных в учебниках, научных книгах, журналах.

Круговая диаграмма
Круговая диаграмма

Известно много видов диаграмм: столбчатая, линейная, круговая и т.д. Вид диаграммы зависит от того, какой геометрической фигурой представлены данные.

Посмотри на рисунок. Это круговая диаграмма.

Она отражает отношения целого и его частей.

Рассмотрим еще один пример.

В мире много красивых городов. Среди них Санкт-Петербург, Москва, Париж, Венеция, Прага, Лондон. В них много замечательных зданий, памятников, мостов. Провели исследование «Сколько мостов?» и данные записали в таблицу.

Город
Количество мостов
Санкт-Петербург
342
Москва
76
Париж
37
Прага
18
Венеция
400
Лондон
32

По данным таблицы построили диаграмму.

Диаграмма


Задания для учащихся, которые учатся по учебнику Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. - М.: Просвещение. (учебник можно скачать здесь).

Открой учебник на странице 16. Вверху тема. Прочитай.

Рассмотри столбчатую диаграмму. Ты увидел – на столбиках утку, кролика, щенка. Столбик под каждым из них обозначает их массу соответственно. Сосчитай количество в столбике под уткой клеток под уткой. Одна розовая клетка – масштаб – 1 кг. Под уткой 3 клетки – это значит масса утки 3 кг. По диаграмме узнай массу кролика и собаки.

Животное Масса Количество клеток в столбике
Утка 3 кг 3
Кролик 4 кг 4
Собака 8 кг 8

Внимание!!! Диаграммы всегда строят с учетом масштаба. Вспомни, что такое масштаб и расскажи учителю (можно на форуме).

Решение задач из учебника.

Комментарий к решению.

Найди в учебнике Задачу № 81 на странице 16.

Комментарий к решению.

Посмотри, какой должен быть алгоритм твоих рассуждений при решении задачи № 81.

  1. Внимательно смотрю на диаграмму.
  2. При построении диаграммы используется масштаб: одной клетке соответствует 4 человека.
    В столбике 6 клеток.
  3. Анализирую зеленый столбик диаграммы, который соответствует 1 классу.
  4. Умножаю 6 клеток на 4 (6 х 4 = 24). Следовательно, в первом классе 24 человека.

Используй предложенный алгоритм при выполнении задания 3.

Последнее изменение: Monday, 15 February 2016, 21:11